Кто такие варяги?

Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо

Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:


  • Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
  • Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.

Выбор оптимальной конфигурации

Примеры установки модернизаций:

Для Варяга доступен набор модернизаций в 2-х слотах:

top

Артиллерийская

  • В первом — «Основное вооружение Мод. 1».
  • Во втором — «Система борьбы за живучесть Мод. 1».

Примеры изучения навыков:

top

ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

1

ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

Живучесть

1 Усиление ГК

Снаряжение:

Доступно только одно снаряжение — «Аварийная команда», которое ускоряет ремонт поврежденных модулей, тушение пожаров, борьбу с затоплением и автоматически устраняет возникающие новые во время действия данного снаряжения.

1

Доступные камуфляжи

Доступен и по умолчанию используется постоянный камуфляж Тип 9, который обеспечивает как оба вида боевых бонусов (рассеивание снарядов противника и заметность корабля), так и ряд экономических (стоимость обслуживания, опыт за бой и т.д.).

Может быть установлен специальный камуфляж Эскадра Тихого океана, полученный в ходе выполнения цепочки боевых задач. Наградой за которые был крейсер Варяг, постоянный камуфляж и командир с 6-ю очками навыков.

Для увеличения опыта за бой, свободного опыта за бой и т.д. можно использовать соответствующие типы стандартного (Тип 6 или Тип 59) или акционного камуфляжа.

top

Тип 9 — Варяг

Бонусы:

  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -3% к заметности с кораблей;
  • +50% к опыту, заработанному за бой;
  • -10% к стоимости обслуживания после боя.

Стоимость: Бесплатно.

Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.

1

Эскадра Тихого океана — Варяг

Бонусы:

  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -3% к заметности с кораблей;
  • +50% к опыту, заработанному за бой;
  • -10% к стоимости обслуживания после боя.

Стоимость: Бесплатно.

Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.

1

Выбор флажных сигналов

Командиру будут полезны следующие флажные сигналы:

  • Juliet Charlie. Сигнал, обязательный для использования на любом корабле с орудиями главного калибра, так как детонация — обычное дело.
  • Victor Lima. Добавим +0,5% к шансу пожара на корабле противника.
  • India X-Ray. Еще +0,5% к шансу пожара (что в сумме с Victor Lima даёт +1%).
  • Sierra Mike. В том случае, если 25 узлов мало — можно разогнать на +5% до 26,2 узлов.
  • November Foxtrot. Уменьшим время перезарядки снаряжения на -5%.

Дополнить этот перечень можно сигналами на свободный или опыт командиру, дополнительные кредиты или снижение стоимости обслуживания.

Модули

Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
СУО III мод. 1 11
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Варяг 22 400 12 12
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 21 100 л.с. 25
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
152-мм/45 обр. 1892 г. на станке Канэ 7,5 30 108 2100 8 2700

Действительное имя народа варяги[править]

Сегодня мы имеем даже вещественное доказательство существования русской социальной группы по имени варяги. Ныне найден оберег, присваиваемый князю Святославу Игоревичу, где изображен знак вроде камертона, несколько похожий на букву Y, а по краю оберега вокруг символа написано: ONTEC AЛHN~. Прорисовку данного оберега и его фотографии можно найти в любой, видимо, литературе по сфрагистике, скажем в работах В. Л. Янина. В «современной науке» данная надпись «не читается» (увы, в исторических трудах она по данной причине не публикуется), и спорить невозможно: да, прочесть ее совершенно немыслимо, потому что сказано тут не по-русски, а по-гречески. Окончание греческого инфинитива αληναι опущено, скрыто за чертой, но это как раз и указывает на русского автора: равная внешне форма у нас может сокращаться подобным образом: вольнай — вольн (это то же самое слово, но в несколько ином значении). Несколько смущает в надписи столь же русская крючковатая С (‹), которая, возможно, призвана изображать малую концевую сигму вместо заглавной Σ, но тем не менее прочесть несложно: «СТАВШИЕ ГОНИМЫ» (буквально здесь инфинитив, ‘ставшие гнаться’ в страдательном смысле, то есть гонимы).— Это прекрасно соотносится с летописным «изгнанием варягов», причем речь идет именно о русской группе: Святослав не был ни тюрком, ни германцем. Странно, может быть, что написано на греческом, но это свои причуды — «язык образованных людей»…

Если имя русской социальной группы, к которой принадлежал Святослав, связано с именем народа варяги, а иное при буквальном совпадении имен вообразить трудно, то для прояснения недоумений, в частности — возможного перевода действительного имени этого народа на русский язык словом варяги, требуется просто найти в Европе народ, исчезнувший уже в историческое наше время и чрезвычайно близкий историческим славянам, с которыми наши летописцы и связывали исток русских. Такой народ только один — авары, как называли их по-гречески (у греков не было буквы Б), или обры наших летописей. Что любопытно, имя авары созвучно с именем варяги, но это, конечно, может быть случайностью. Также любопытно, что авары жили на Дунае, а в наших былинах воспоминания о Дунае отражены.

Самый вероятный исчезнувший народ, который ближе отождествляется с варягами это вагры или варины, входившие в ободритский союз западных (полабских) славян, подвергшийся атакам саксов. http://pereformat.ru/2012/04/starigard/

Русы, это вероятнее всего ререги стоявшие во главе ободритского союза полабских славян. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2

«И отъ техъ варягъ прозвася Русская земля новугородци, ти суть людье новогородьци отъ рода варяжьска, преже бо беша словени»

«В Афетовѣ же части сѣдять русь, чудь и все языци: меря, мурома, моръдва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьегола, любь. Ляхове же, и пруси, чудь пресѣдять к морю Варяжьскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана». При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля. Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса.

Примечания

  1. Такая конструкция рубки являлась особенно застарелым и опасным анахронизмом. Открытый вход, непомерная ширина смотровых щелей, грибовидный свес крыши, отражавший осколки внутрь рубки, принесли много беды кораблям Тихоокеанской эскадры. На эскадре 3. П. Рожественского пришлось уже в походе устанавливать на торцах брони рубок специальные козырьки.

    Новый тип рубки с щелями 50—100 мм был принят лишь после войны, а на прежних рубках ширину смотровой щели уменьшили до 76 мм. На «Варяге» отсутствие защиты снизу рубки особенно усугублялось тем, что она была установлена на высоком фундаменте

Экипаж

Эвакуированные иностранными судами моряки, через нейтральные порты вернулись в Россию. 16 апреля 1904 года, 600 матросов и 30 офицеров «Варяга» и «Корейца» прибыли в Петербург. Выстроившись в парадную колонну, они промаршировали от вокзала до Зимнего дворца, где их принял сам Император. В честь экипажей был созван торжественный обед во дворце. О них писали газеты, слагали стихи и песни, ими восхищались. Моряки были награждены орденами и медалями, а Николай II подарил каждому именные часы от Государя.

В дальнейшем, судьбы этих людей сложились по-разному. Кто-то продолжил службу, кто-то вышел в отставку и продолжил жить мирной жизнью.


Экипаж крейсера «Варяг» в день возвращения в Санкт-Петербург

В 20-30 годы, и вовсе наступило забвение. Подвиг экипажей уже казался чем-то далеким, да и не можно было вспоминать о судьбах тех, кто служил и воевал при «старом режиме». Все изменилось лишь в 1946 году, когда на экраны вышел фильм, посвященный подвигу крейсера «Варяг». Про тех моряков, кто еще был жив, снова вспомнили. О них вновь стали писать в газетах, приглашать в школы и на патриотические вечера. Слава «Варяга» вновь вернулась. В 1954 году, тем членам экипажа кто дожил до этого времени, даже вручили медали «За отвагу» и назначили персональные пенсии.

Повесть временных лет

Итак, «Повесть временных лет» приводит три разные версии происхождения варягов. Самое раннее упоминание — о варягах, живущих от земли англов на западе до «предела Симова» на востоке. Земля англов — южная Ютландия, полуостров который нынче принадлежит Дании. Кстати, «англами» на Руси и называли собственно датчан. Что такое «предел Симов» — вопрос более сложный. Ясно, что этот ориентир связан с библейским сюжетом о разделении земель после Всемирного потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом. Ученые выяснили, что потомками Сима древнерусские летописцы считали волжских булгар. Поэтому «предел Симов» в данном случае — Волжская Булгария.

Иными словами, здесь именем «варяги» обозначается все население, разбросанное по Волго-Балтийскому пути, которое контролировало северо-западную часть этой водной торговой магистрали от Ютландии до Волжской Булгарии. Стоит подчеркнуть особо — в этом свидетельстве летописи о варягах предполагается не этническое, а именно территориальное определение. Помимо ильменских словен и кривичей, в это раннее образование входили финно-угорские племена: меря, весь и чудь.

Чуть ниже летопись уточняет состав племен побережья Балтики, и этот фрагмент является вставкой в летописный текст. Эта вставка дает нам более подробный список племен, живущих у Варяжского (т.е. Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие. Иначе говоря, летопись показывает нам — варяги не принадлежали к германским народам, а представляли собой отдельный этнос.

Прохождение службы

В свой первый поход крейсер «Варяг» отправился из порта Филадельфии 20 марта 1901 года. Ему предстояло пересечь Атлантический океан и добраться до Кронштадта – главной базы Балтийского флота. Протяженность этого маршрута составила 5083 мили. Этот переход поначалу проходил вполне благополучно, несмотря на сильный ветер и значительное волнение – мореходные качества корабля оказались почти безупречными.

Тем не менее уже вскоре выяснилось, что расход угля несколько превышает установленные нормативы. Из-за этого крейсер вынужден был сделать внеплановую остановку на Азорских островах, задержавшись там на пять дней из-за сильного шторма. Следующим пунктом на маршруте стал Шербур. В этом порту на борт «Варяга» поднялся французский инженер Никлосс, изобретатель установленных на корабле котлов. Его, как и прибывшую в тот же день комиссию британского парламента, интересовало состояние этого оборудования после длительного перехода через океан.

Проведенные проверки не выявили никаких неисправностей, однако команда «Варяга» всё же выполнила переборку основных механизмов и лишь затем корабль продолжил своё путешествие. В Кронштадт он прибыл 3 мая.

5 августа того же 1901 года «Варяг» отправился к месту прохождения службы, на Дальний Восток. На первом этапе этого перехода крейсер сопровождал яхту «Штандарт», на борту которой находился Николай II-й. 16 сентября корабль покинул последний по маршруту европейский порт Шербур и направился в Средиземное море, откуда проследовал через Суэцкий канал в Индийский океан. Во время этого похода котлы новой для русского флота конструкции впервые по-настоящему «напомнили о себе». Во время каждой из остановок их пришлось ремонтировать. После прибытия в Порт-Артур в конце февраля 1902 года силовую установку крейсера изучила специально созданная для этого комиссия, которая пришла к выводу о том, что «Варягу» нельзя развивать скорость более 20 узлов, а на длинных дистанциях необходимо ограничиться шестнадцатью узлами.

На протяжении всего марта и апреля 1902 года «Варяг» стоял на ремонте. Команда проводила учения без выхода в море. В мае корабль отправился в «крейсерский» поход, на протяжении которого «Варяг» перемещался главным образом вдоль берегов Квантунского полуострова.


В августе 1902 года котлы вновь пришлось ремонтировать. Починка отняла около двух месяцев. Затем был совершен кратковременный поход в Корею, после которого корабль оставался в у причальной стенки вплоть до апреля следующего года.

После двух коротких переходов весной 1903 года, «Варяг» опять оказался в вооруженном резерве. Причиной послужили как с очередными поломками, так и плановая «ротация» экипажа. К октябрю 1903 года выяснилось, что полностью починить «Варяг» на месте его постоянной службы невозможно – для этого требовался сухой док.

О. В. Старк (в то время он руководил Тихоокеанским флотом), направил в Главный штаб ВМФ донесение, в котором предложил отправить «Варяг» в Кронштадт для последующего капитального ремонта. Поддержки эта инициатива не получила. Представители Морского министерства посчитали, что крейсер должен прослужить хотя бы еще один год. Правда, одновременно во Владивосток отправили целый ряд деталей для починки силовой установки, но эта «посылка» к началу войны 1904-1905 года не успела добраться до получателя.

Примерно за два месяца до нападения Японии корабль, в связи с его ограниченной боеспособностью (максимальную скорость пришлось снизить до 17 узлов), «переключили» на выполнения дипломатических миссий. В ходе одной из них «Варяг» оказался в порту Чемульпо (ранее он уже наносил туда кратковременные визиты). Рядом с ним на рейде находился еще один небольшой российский корабль – «Кореец», представлявший собой тихоходную канонерскую лодку с устаревшим вооружением.

История создания корабля

В 1897 году правительство Российской Империи утвердило ряд дополнений к основной программе по строительству военно-морского флота. Причиной этого решения стала нарастающая активность Японии. Долгое время её недооценивали, считая отсталой и слабой, однако игнорировать быстрое усиление японского военного потенциала со временем стало невозможно. Особенную тревогу вызывало постоянно увеличивающееся количество современных боевых кораблей. Было вполне очевидно, что в ближайшие годы Япония станет обладательницей самого мощного флота на Дальнем Востоке.

В рамках реализации обновленной программы кораблестроения Россия в 1898 году заключила контракт с американской компанией «Уильям Крамп и сыновья». Это соглашение предусматривало строительство нового бронепалубного крейсера, водоизмещение которого должно было составить шесть тысяч тонн. В первоначальном варианте договора никаких других требований к будущему кораблю не устанавливалось.

Можно сказать, что уже одно только это более чем странное «техническое задание» стало впоследствии одной из причин гибели «Варяга». Договор определял лишь сроки строительства крейсера (20 месяцев) и стоимость выполнения работ – около четырех с половиной миллионов рублей.

В соглашении, кроме того, указывалось, что спецификацию корабля предстоит точно определить в ходе его изготовления на заводе — по итогам консультаций между заказчиком и исполнителем.

Чарльз Крамп не упустил случая воспользоваться столь свободным форматом договора. Когда в июле 1898 году в США прибыла российская комиссия, возглавляемая капитаном первого ранга А.А. Данилевским, сразу же выяснилось, что «американская сторона» не склонна прислушиваться к запросам заказчика. В частности, Крамп настоял на увеличении проектного водоизмещения корабля и повышении мощности силовой установки.

https://youtube.com/watch?v=9ykGVZKXDJ8

Этим «капризам», ко всему прочему, потакал морской атташе Российской Империи Д. Ф. Мертваго – невзирая даже на то, что он всё время находился в Вашингтоне, а крейсер строился на верфях в Филадельфии (кроме того, там был заложен еще и эскадренный броненосец). Если бы подобное происходило сегодня, то журналисты, вероятно, уже говорили бы про «откаты» в пользу высокопоставленных чиновников.


Дальнейшие разногласия между российской комиссией и Чарльзом Крампом происходили по следующим основным вопросам:

  1. Максимальная проектная скорость. Комиссия настаивала на том, что она должна была составить 23 узла, что казалось Крампу завышенным требованием;
  2. Внешний облик корабля. Американцы хотели сделать «Варяг» похожим на японский «Касаги», в то время как в России предпочли бы получить крейсер, построенный по образцу «Дианы» (то есть такого же типа, как всем известная сегодня «Аврора»);
  3. Состав вооружения. Комиссия настаивала на оснащении корабля орудиями калибра 203 мм, но в компании «Крамп и сыновья» полагали, что в этом случае не удастся сделать крейсер достаточно лёгким.

Поскольку российское правительство не пожелало поддержать в полной мере собственную комиссию, американцам удалось настоять на своём по большинству спорных моментов. Из-за этого главным калибром «Варяга» стали шестидюймовые (152 мм) орудия, а основой силовой установки – так называемые котлы Никлосса. Правда, требование комиссии о необходимости оснащения главных механизмов корабля электрическими приводами было выполнено, но за это пришлось доплачивать отдельно.

Построили крейсер лишь к 22 сентября 1900 года – в поставленные сроки компания «Крамп и сыновья» не уложилась. За несколько месяцев до этого были проведены ходовые испытания корабля, в ходе которых он двигался на скорости в 24,6 узла, то есть даже быстрее, чем хотел заказчик. После подписания акта приёмки на борт поднялся российский экипаж, включавший в себя 21 офицера, 9 кондукторов и 550 матросов («нижних чинов»). Первым командиром крейсера стал В.И. Бэр, капитан первого ранга.

3 мая 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт, где его осмотрел Николай II и некоторые члены семьи самодержца. Императору новый крейсер понравился – до такой степени, что он полностью одобрил принятое ранее решение не накладывать штрафные санкции на компанию «Крамп и сыновья» за нарушение условий договора. Вскоре корабль отправился к месту своей постоянной службы – на Дальний Восток. На этом несколько затянувшаяся история создания крейсера «Варяг», даже краткое содержание которой требует упоминания о целом ряде технических аспектов, закончилась.

Ловушка в Чемульпо

В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер.

Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо.

Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами.

К этому моменту российское посольство в Сеуле и командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур.

Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд.

По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских транспортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта.

Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: Public Domain


С этим читают