Содержание
4. Богатыри (1898)
«Богатыри» — одна из лучших картин Васнецова, которая стала шедевром русского искусства. Васнецов написал свой шедевр во второй половине 18-го века, именно тогда у русских художников стали популярны сюжеты на тему народного фольклора.
На картине Богатыри художник нарисовал трех самых известных героев русских народных сказок и былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их мощные фигуры, сидящие на скакунах под стать своим хозяевам, олицетворяют всю силу русских людей.
Перед написанием этого шедевра Васнецов посещал музеи и изучал различные источники. Ведь как минимум один из нарисованных персонажей существовал в реальности — это Илья Муромец. На картине он нарисован в центре: мощный торс, ладонь приставлена ко лбу, богатырь смотрит вдаль, он готов сражаться за русскую землю. Его соратники так же изображены в полном соответствии с той эпохой. Алеша Попович держит в руке лук, но в то же время у него можно увидеть и гусли. Это говорит о широкой русской душе и любви к музыке. Добрыня Никитич решительно держится за меч, он всегда возле друзей. Кони богатырей так же прорисованы достаточно детально, их сбруя такая же как в те далекие годы. Васнецову удалось передать состояние напряжения богатырей, они сосредоточены и готовы к любой опасности.
Интересные факты из жизни Васнецова
- Отец Виктора Васнецова был священником, что предопределило его детство и юность. Учился будущий живописец сперва в духовном училище, а затем в семинарии, получая религиозное образование.
- Младший брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, также стал художником, и весьма известным.
- Ещё в юности Виктор Михайлович начал брать уроки живописи. Его учителем был преподаватель рисования из гимназии.
- Отец Васнецова, видя талант сына и его тягу к творчеству, разрешил ему оставить обучение в духовной семинарии и поступить в Академию художеств.
- Виктор Михайлович не был уверен в себе в юности, и был настолько уверен, что провалил вступительные экзамены, что не стал даже узнавать результатов. Ему было отправлено письмо, но оно затерялось, и о том, что он всё-таки поступил, он узнал лишь почти через год.
- Многие работы Васнецова сделаны в Париже. Он провёл во французской столице целый год.
- Карандашный набросок своей знаменитой картины «Богатыри» Виктор Васнецов сделал за 27 лет до того, как написал саму картину.
- Впервые картины В. Васнецова попали на выставку, когда ему был всего 21 год.
- На протяжении нескольких десятков лет жизни Васнецов финансировал издание монархических литературных изданий.
- В числе прочего Васнецов занимался и иллюстрированием детских книг.
- За его творческие заслуги живописцу было пожаловано потомственное дворянство. Правда, уже через 5 лет после этого случилась революция.
- Женат Виктор Васнецов был один раз. В этом плодотворном браке у него родилось 5 детей.
- Супруга Васнецова была одной из первых женщин-врачей в Санкт-Петербурге. В те годы это было настоящим достижениям, если вспомнить, что тогда женщины нередко дискриминировались в вопросах образования и работы.
- Франция наградила его орденом Почётного легиона.
- Внук Васнецова, Андрей, также носивший его прославленную фамилию, тоже стал художником.
- Художник на протяжении всей жизни был глубоко верующим человеком. Читайте еще: Александр Николаевич Скрябин биография.
- В. Васнецов коллекционировал иконы, особенно старые. Впрочем, он и сам великолепно рисовал святых.
- Расписывая купол собора, Васнецов едва не погиб. Он сорвался и упал бы вниз, если бы случайно не зацепился курткой за выступающий крюк.
- Помимо полотен, он расписывал и здания. Так, именно Васнецов расписал Владимирский собой, а также ряд других сооружений.
- Вечера он имел привычку проводить дома, в кругу семьи, нередко читая при этом Библию.
Представители рода
-
Михаил Васильевич Васнецов (1823—1870) — священник. Жена — Апполинария Ивановна Кибардина. Имели 6 сыновей:
- Васнецов, Николай Михайлович (1845—1893) — учитель, написал книгу «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом. Жена — Анна Николаевна
-
Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник, мастер исторической и фольклорной живописи.
. Его жена — Александра Владимировна, ур. Рязанцева (дочь
Марии Ивановны Рязанцевой, внучка
Татьяны Алексеевны Караваевой).
-
Васнецов, Владимир Викторович (1889—1953) — профессор Московского университета. Жена — Надежда Петровна (1886—1951) — учительница.
-
Васнецов, Андрей Владимирович (1924—2009) — советский художник-монументалист. Жена — Ирина Ивановна Васнецова (Анисимова) (р. 1927 г.).
- Васнецов, Фёдор Андреевич (1959—1996) — художник
- Васнецов, Юрий Владимирович — погиб в 1941 году при обороне Калинина.
-
Васнецов, Андрей Владимирович (1924—2009) — советский художник-монументалист. Жена — Ирина Ивановна Васнецова (Анисимова) (р. 1927 г.).
-
Васнецов, Михаил Викторович (1884—1972). Жена —
Ольга Викторовна Полетаева
- Васнецов, Виктор Михайлович (1918—1991). Жена — Томилина, Светлана Сергеевна
-
Васнецова, Татьяна Викторовна (1879—1961).
-
Васнецов, Алексей Викторович. Жена — Зинаида Константиновна Соколова
-
Васнецова, Ольга Алексеевна (р.1941)
- Васнецов, Олег
-
Васнецов, Юрий Алексеевич (1900—1973)
- Васнецова, Елизавета Юрьевна
-
Васнецова, Ольга Алексеевна (р.1941)
-
Васнецов, Борис Викторович (1880—1919)
-
-
Васнецов, Пётр Михайлович (1852—1899) — агроном, учитель
-
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник, мастер исторической живописи, искусствовед. Жена — Татьяна Ивановна Одоевцева (1879—1961)
-
Васнецов Всеволод Аполлинарьевич (1901—1989) — полярный исследователь. Жена — Екатерина Константиновна; Вера Александровна
- Васнецов, Владимир Всеволодович (1925—1997)
-
Васнецов Всеволод Аполлинарьевич (1901—1989) — полярный исследователь. Жена — Екатерина Константиновна; Вера Александровна
-
Васнецов, Аркадий Михайлович (1858—1924) — народный учитель, заступающий головы города Вятка. Жена — Ольга Андреевна Вейдеман
-
Васнецов, Леонид Аркадьевич (1884—1942)
-
Васнецов, Борис Леонидович. Жена — Ангелина Александровна Зевакина.
- Васнецов, Николай Борисович (р. 1960) — архитектор
- Екатерина, Вадим, Сергей
-
Васнецов, Борис Леонидович. Жена — Ангелина Александровна Зевакина.
- Васнецов, Константин Аркадьевич (1897—1942) — любительски занимался живописью и музыкой
- Васнецов, Апполинарий Аркадьевич (1885—1900)
- Васнецов, Дмитрий Аркадьевич (1891—1980)
- Васнецов, Сергей Аркадьевич (1887—1942). Жена — Юлия Марковна
-
Васнецова, Любовь Аркадьевна (1899—1987) — стала профессиональным скульптором
- Ольга Свердлова (р. 1931)
- Васнецова, Людмила Аркадьевна (1893—1890), в браке Воинова
- Васнецова, Ольга Аркадьевна (1899—1919)
- Васнецова, Елена Аркадьевна
-
Васнецов, Леонид Аркадьевич (1884—1942)
-
Васнецов Александр Михайлович (1861—1927) — русский фольклорист, народный учитель, автор сборника «Песни Северо-Восточной России» (1894)
Личная жизнь
Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.
Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым
Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.
Творческая деятельность
За полвека творчества Андреем Васнецовым созданы сотни полотен, среди которых:
- «Семья Иванушкиных (Большой обед)» (1953—1956),
- «Женский портрет (А. Леонова)» (1956),
- «Женщина в платке (Тетя Маша)» (1956),
- «Стирающая» (1956—1984),
- «Завтрак» (1960),
- «Вешают белье» (1960),
- «Чистят картошку» (1963),
- «Разговор» (1963),
- «Сборы на охоту» (1973—1985),
- «Лежащая (И. И. Васнецова)» (1975—1985),
- «Год 1919 (Добровольцы)» (1975—1985),
- «Интерьер. Автопортрет с семьей» (1976),
- «Осенний пейзаж с охотниками» (1977),
- «Двое на диване (Е. Д. Нюренберг с дочерью Глашей)» (1980—1985),
- «Похороны солдата» (1980—1985),
- «Боровский Пафнутьев монастырь. Вид с пруда» (1980—1985),
- «Боровский Пафнутьев монастырь. Вид из окна» (1980—1985),
- «Пейзаж с мостом и лошадью» (1980—1985),
- «Мастерская Вавилова, 65 (Портрет А. А. Леоновой)» (1984),
- «Выстрел» (1984),
- «Возвращение с охоты» (1985),
- «Семейный обед» (1986) и многие другие.
Работы А. В. Васнецова находятся в многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, государственном музее-заповеднике «Абрамцево».
Монументальные произведения Васнецова можно увидеть во многих городах России и зарубежных стран. Среди них:
- панно «Золотая Москва» (в соавторстве с А. Гончаровым и В. Элькониным, 1958),
- сграффито с фресковой подпиской «История стекольного дела в России» в интерьере Дворца культуры стекольного завода имени Володарского (город Курлово Владимирской области, в соавторстве с В. Элькониным, 1958),
- сграффито «Москва и Варшава» в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, 1960),
- росписи «Наука» и «Спорт» на торцах фасада Дома культуры в Пензе (в соавторстве с В. Элькониным, 1961),
- сграффито в залах кафе «Дружба» в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, 1961),
- рельеф «Музыка» на фасаде концертного зала Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве (в соавторстве с Ю. Александровым, И. Александровой, Т. Соколовой и В. Элькониным, 1961—1962),
- мозаика «Морское дно» и рельеф на фасаде плавательного бассейна аэроклуба ДОСААФ в Москве (в соавторстве с Ю. Александровым, И. Васнецовой, В. Элькониным, 1962),
- панно «История почты» и «Космос» в вестибюле почтамта при московском Казанском вокзале (в соавторстве с В. Элькониным, 1962),
- мозаика «Времена года» в интерьере санатория имени А. И. Герцена (в соавторстве с Н. Андроновым, 1966),
- мозаика на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (в соавторстве с Н. Андроновым и В. Элькониным, 1967),
- мозаика «Покорители космоса» в вестибюле Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге (1966),
- скульптурная композиция «Музы» на фасаде Тульского областного драматического театра имени М. Горького (в соавторстве с И. Васнецовой и Д. Шаховским, 1970),
- декоративные фонари на пилонах фасада МХАТа имени М. Горького (1973),
- скульптурная композиция «История транспорта» в городе Тольятти (1977),
- интерьер Русского ресторана в Международном центре торговли и научно-технических связей с зарубежными странами (1980),
- мозаики «История отечественного оружия» в вестибюле административного здания Министерства обороны в Москве (1985) и другие.
Руководил реставрационными работами Варваринской церкви в Тольятти.
Малоизвестный Васнецов
Всю свою жизнь художник посвятил живописи. Однако его картины шестидесятых и семидесятых годов не принесли ему популярности при жизни. Наиболее известные работы того периода — «Цветущий луг», «Натюрморт с вербой» — увидели свет только после смерти художника. Дело в том, что из-за обвинений в формализме Юрий Васнецов предпочитал нигде не выставлять эти свои работы. Он фактически сделал занятия творчеством своим тайным увлечением, и мог показывать эти творения самым доверенным и родным людям. После того как его картины были представлены широкому зрителю на выставке в 1979 году, стало ясно, что художник далеко выходит за рамки книжного иллюстратора. Он является выдающимся русским живописцем XX в.
Художник умер 03.05.1973 года в Ленинграде. Похоронен Юрий Васнецов на Богословском кладбище в Петербурге, который за долгие годы жизни стал художнику родным городом.
Биография
Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) года в селе Рябово под Вяткой (ныне — в Зуевском районе Кировской области), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:
В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В —1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
Могила А. М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
Как театральный художник начал работать в 1885 году в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. В начале 1900-х годов создал декорации к операм:
- 1902—1903 — «Град Китеж» С. Н. Василенка (неосуществлённая постановка)
- 1908 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» П. И. Чайковского для Мариинского театра
- 1911 — «Опричник» П. И. Чайковского для частной оперы Зимина
- 1912 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова для Народного городского театра
- 1914 — финальная сцена к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным)
В —1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников был в будущем один из крупнейших фотографов-пикториалистов Юрий Ерёмин. Именно Васнецов дал начало его карьере, посоветовав отправить один из снимков на Международную выставку в Ницце.
С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Биография
С детства занимался в изостудии. Продолжил художественное обучение в московском Доме пионеров. В ходе Великой Отечественной войны был призван в Красную Армию. С ноября 1942 года в боевых частях Брянского фронта. Служил в частях 48-й армии сначала рядовым, позднее сержантом и комсоргом батальона. Прошёл с боями от Орла до Кёнигсберга. Награждён орденом и медалями.
В августе 1945 года после окончания войны в рядах особого подразделения художников принимал участие в создании выставки «Боевой путь 3-го Белорусского фронта» под руководством известного московского художника Андрея Дмитриевича Гончарова.
В 1946 году, демобилизовавшишсь, поступил на факультет монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. Среди преподавателей Васнецова были такие художники как А. А. Дейнека, А. Д. Гончаров, П. П. Соколов-Скаля. В 1953 году Андрей Васнецов защитил диплом с отличием в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной
Член Союза художников с 1956 года.
С 1975 года Васнецов преподает в Московском Полиграфическом институте, где в 1980 году становится заведующим кафедрой рисунка, живописи и композиции. С 1986 года — профессор этого института.
Также активно занимается и общественной деятельностью. С 1983 года А. В. Васнецов — секретарь правления, а с 1988 по 1992 год — председатель правления Союза художников СССР. Избирался депутатом 1-го съезда народных депутатов СССР
Действительный член Российской академии художеств (1992), с 1998 — член Президиума. Был почётным председателем Фонда Васнецовых.
Скончался 6 декабря 2009 года в Москве на 86-м году жизни после продолжительной тяжёлой болезни. После отпевания похоронен на Введенском кладбище (18 уч.).
Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»
Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.
Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.
Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.
TypeError: Argument 1 passed to xmlsitemap_node_create_link() must be an instance of stdClass, boolean given, called in /var/www/rus-artist.ru/sites/all/modules/xmlsitemap/xmlsitemap_node/xmlsitemap_node.module on line 28 в функции xmlsitemap_node_create_link() (строка 194 в файле /var/www/rus-artist.ru/sites/all/modules/xmlsitemap/xmlsitemap_node/xmlsitemap_node.module).
Становление
Васнецов вряд ли состоялся бы как художник со столь яркой манерой письма, с его уклоном в мифологию (религиозную и сказочную) без влияния свой семьи. В частности – отца, приходского священника. Мало того – и сам будущий живописец, родившийся 15 мая 1848 года, учился сначала в духовном училище, а потом и в семинарии в г. Вятка. Уже там молодого семинариста стали привлекать к работе в иконописной мастерской, после того, как заметили его интерес к подобного рода творчеству. Но этот же интерес побудил молодого студента-богослова к более углублённому изучению предмета – и Виктор, оставив семинарию (что вызвало неудовольствие отца) отправляется в Петербург, для сдачи вступительных испытаний в Художественную императорскую академию. Именно там, в классе И. Крамского, он знакомится с И. Репиным, который стал его другом на всю жизнь, и вырабатывает в себе видение истории России как Святой Руси, с её тесной связью с Православием.
Средств на полноценное обучение у Виктора не было, поэтому за те 8 лет учения в Академии, что он там числился, у него случались долгие периоды того, что сейчас бы назвали «академотпуском». Но способного студента не отчисляли: изыскав средства, он возвращался под стены своей художественной Альма матер. Пока в 1876 году не уехал в Париж – продолжать образование там. И набраться новых европейских веяний. А по возвращению в Россию Васнецов примыкает к Товариществу передвижников – самой прогрессивной художественной школе того времени.
Остросоциальная направленность работ большинства членов Товарищества не обошла стороной и Виктора. В этот период им были написаны знаковые для того времени вещи. «С квартиры на квартиру» — в ней ярко показана бьющая по нервам безысходность переселения с квартиры на квартиру (притом явно в более дешёвую) пожилой супружеской четы, где всего скарба – узел с вещами. И более нейтральная, похожая по стилю на бытовую зарисовку, «Книжная лавочка» и чисто жанровый «Преферанс» с его поистине рембрандтовским вечерним освещением ломберного столика и игроков.
Но в этот же период художник усиленно работает над эскизами своих будущих знаковых работ, связанными с русскими былинами и с русской историей. Во многом интерес с этим направлением живописи был инициирован галеристом Третьяковым, с которым Виктор тесно сотрудничал с самого начала знакомства с этим выдающимся меценатом. Поэтому не удивительно, что первые главные вещи в своём творчестве –
- Витязь на распутье;
- Алёнушка;
- Царь Иван Васильевич Грозный;
в конечном итоге были приобретены Третьяковым и составили золотой фонд русской живописи рубежа 19-го и 20-го веков.
Литература
- Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Янина Белошапкина // Искусство. — 2007. — №21. — С. 8 — 9.
- Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С.124—125.
- Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
- Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
- Лобанов В. Виктор Васнецов / В. Лобанов. — Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. — 112 с.: ил.
- Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. — М.; Л.: Искусство, 1940. — 108, с. — (Сокровища мирового искусства). — 5000 экз.
- Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1961 (1962). — 460 с. — (Русские художники). — 10 000 экз.
- Пастон Э. В. Виктор Васнецов. — М.: Белый город, 2001. — ISBN 5-7793-0266-9.
- Скоробогачева Е. А. Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга // Человек и культура. — 2013. — № 2. — С. 153—196.
- Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. — М.: Арт-Родник, 2004. — 72 с. — ISBN 5-9561-0021-4.
- Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с.
- Ярославцева Н. А. Москва Виктора Васнецова. М.: Фонд Мир русской души, 1998. — 160 с.
- Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / сост., вступ. ст., примеч. Н. А. Ярославцевой. — Москва: Искусство, 1987. — 496 с., 24 л. ил. — (Мир художника).
Творчество
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое:
- «Витязь на распутье» (1882)
- «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
- «Алёнушка» (1881)
- «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
- «Богатыри» (1881—1898)
- «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)
В конце 1890-х годов всё более заметное место в творчестве В. М. Васнецова занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.
После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
Проекты и постройки
- Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево).
- «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
- Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (1891—1892, Абрамцево).
- Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (1892—1894, Москва, переулок Васнецова, 13).
- Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
- Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
- Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не осуществлён.
- Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.
- Особняк И. Е. Цветкова, строительство осуществлял архитектор Б. Н. Шнауберт (1899—1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
- Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899—1901, Москва, Лаврушинский переулок).
- Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
- Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
Марка добровольного сбора жертвам Первой мировой войны
Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых (1992). Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов
- Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), не сохранился. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре.
- Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.
- Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
- Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А. Н. Померанцевым в основу частично реализованного проекта.
Создание марок
В 1914 году рисунок Васнецова был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением.
С этим читают