Васнецов виктор михайлович биография

4. Богатыри (1898)


«Богатыри» — одна из лучших картин Васнецова, которая стала шедевром русского искусства. Васнецов написал свой шедевр во второй половине 18-го века, именно тогда у русских художников стали популярны сюжеты на тему народного фольклора.

На картине Богатыри художник нарисовал трех самых известных героев русских народных сказок и былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их мощные фигуры, сидящие на скакунах под стать своим хозяевам, олицетворяют всю силу русских людей.

Перед написанием этого шедевра Васнецов посещал музеи и изучал различные источники. Ведь как минимум один из нарисованных персонажей существовал в реальности — это Илья Муромец. На картине он нарисован в центре: мощный торс, ладонь приставлена ко лбу, богатырь смотрит вдаль, он готов сражаться за русскую землю. Его соратники так же изображены в полном соответствии с той эпохой. Алеша Попович держит в руке лук, но в то же время у него можно увидеть и гусли. Это говорит о широкой русской душе и любви к музыке. Добрыня Никитич решительно держится за меч, он всегда возле друзей. Кони богатырей так же прорисованы достаточно детально, их сбруя такая же как в те далекие годы. Васнецову удалось передать состояние напряжения богатырей, они сосредоточены и готовы к любой опасности.

Интересные факты из жизни Васнецова

  1. Отец Виктора Васнецова был священником, что предопределило его детство и юность. Учился будущий живописец сперва в духовном училище, а затем в семинарии, получая религиозное образование.
  2. Младший брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, также стал художником, и весьма известным.
  3. Ещё в юности Виктор Михайлович начал брать уроки живописи. Его учителем был преподаватель рисования из гимназии.
  4. Отец Васнецова, видя талант сына и его тягу к творчеству, разрешил ему оставить обучение в духовной семинарии и поступить в Академию художеств.
  5. Виктор Михайлович не был уверен в себе в юности, и был настолько уверен, что провалил вступительные экзамены, что не стал даже узнавать результатов. Ему было отправлено письмо, но оно затерялось, и о том, что он всё-таки поступил, он узнал лишь почти через год.
  6. Многие работы Васнецова сделаны в Париже. Он провёл во французской столице целый год.
  7. Карандашный набросок своей знаменитой картины «Богатыри» Виктор Васнецов сделал за 27 лет до того, как написал саму картину.
  8. Впервые картины В. Васнецова попали на выставку, когда ему был всего 21 год.
  9. На протяжении нескольких десятков лет жизни Васнецов финансировал издание монархических литературных изданий.
  10. В числе прочего Васнецов занимался и иллюстрированием детских книг.
  11. За его творческие заслуги живописцу было пожаловано потомственное дворянство. Правда, уже через 5 лет после этого случилась революция.
  12. Женат Виктор Васнецов был один раз. В этом плодотворном браке у него родилось 5 детей.
  13. Супруга Васнецова была одной из первых женщин-врачей в Санкт-Петербурге. В те годы это было настоящим достижениям, если вспомнить, что тогда женщины нередко дискриминировались в вопросах образования и работы.
  14. Франция наградила его орденом Почётного легиона.
  15. Внук Васнецова, Андрей, также носивший его прославленную фамилию, тоже стал художником.
  16. Художник на протяжении всей жизни был глубоко верующим человеком. Читайте еще: Александр Николаевич Скрябин биография.
  17. В. Васнецов коллекционировал иконы, особенно старые. Впрочем, он и сам великолепно рисовал святых.
  18. Расписывая купол собора, Васнецов едва не погиб. Он сорвался и упал бы вниз, если бы случайно не зацепился курткой за выступающий крюк.
  19. Помимо полотен, он расписывал и здания. Так, именно Васнецов расписал Владимирский собой, а также ряд других сооружений.
  20. Вечера он имел привычку проводить дома, в кругу семьи, нередко читая при этом Библию.

Представители рода

  1. Михаил Васильевич Васнецов (1823—1870) — священник. Жена — Апполинария Ивановна Кибардина. Имели 6 сыновей:

    1. Васнецов, Николай Михайлович (1845—1893) — учитель, написал книгу «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом. Жена — Анна Николаевна
    2. Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник, мастер исторической и фольклорной живописи.

      . Его жена — Александра Владимировна, ур. Рязанцева (дочь

      Марии Ивановны Рязанцевой, внучка

      Татьяны Алексеевны Караваевой).

      1. Васнецов, Владимир Викторович (1889—1953) — профессор Московского университета. Жена — Надежда Петровна (1886—1951) — учительница.

        1. Васнецов, Андрей Владимирович (1924—2009) — советский художник-монументалист. Жена — Ирина Ивановна Васнецова (Анисимова) (р. 1927 г.).
          1. Васнецов, Фёдор Андреевич (1959—1996) — художник
        2. Васнецов, Юрий Владимирович — погиб в 1941 году при обороне Калинина.
      2. Васнецов, Михаил Викторович (1884—1972). Жена —

        Ольга Викторовна Полетаева

        1. Васнецов, Виктор Михайлович (1918—1991). Жена — Томилина, Светлана Сергеевна
      3. Васнецова, Татьяна Викторовна (1879—1961).

      4. Васнецов, Алексей Викторович. Жена — Зинаида Константиновна Соколова

        1. Васнецова, Ольга Алексеевна (р.1941)
          1. Васнецов, Олег
        2. Васнецов, Юрий Алексеевич (1900—1973)
          1. Васнецова, Елизавета Юрьевна
      5. Васнецов, Борис Викторович (1880—1919)

    3. Васнецов, Пётр Михайлович (1852—1899) — агроном, учитель

    4. Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник, мастер исторической живописи, искусствовед. Жена — Татьяна Ивановна Одоевцева (1879—1961)

      1. Васнецов Всеволод Аполлинарьевич (1901—1989) — полярный исследователь. Жена — Екатерина Константиновна; Вера Александровна
        1. Васнецов, Владимир Всеволодович (1925—1997)
    5. Васнецов, Аркадий Михайлович (1858—1924) — народный учитель, заступающий головы города Вятка. Жена — Ольга Андреевна Вейдеман

      1. Васнецов, Леонид Аркадьевич (1884—1942)
        1. Васнецов, Борис Леонидович. Жена — Ангелина Александровна Зевакина.
          1. Васнецов, Николай Борисович (р. 1960) — архитектор
          2. Екатерина, Вадим, Сергей
      2. Васнецов, Константин Аркадьевич (1897—1942) — любительски занимался живописью и музыкой
      3. Васнецов, Апполинарий Аркадьевич (1885—1900)
      4. Васнецов, Дмитрий Аркадьевич (1891—1980)
      5. Васнецов, Сергей Аркадьевич (1887—1942). Жена — Юлия Марковна
      6. Васнецова, Любовь Аркадьевна (1899—1987) — стала профессиональным скульптором
        1. Ольга Свердлова (р. 1931)
      7. Васнецова, Людмила Аркадьевна (1893—1890), в браке Воинова
      8. Васнецова, Ольга Аркадьевна (1899—1919)
      9. Васнецова, Елена Аркадьевна
    6. Васнецов Александр Михайлович (1861—1927) — русский фольклорист, народный учитель, автор сборника «Песни Северо-Восточной России» (1894)

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым


Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Творческая деятельность

За полвека творчества Андреем Васнецовым созданы сотни полотен, среди которых:

  • «Семья Иванушкиных (Большой обед)» (1953—1956),
  • «Женский портрет (А. Леонова)» (1956),
  • «Женщина в платке (Тетя Маша)» (1956),
  • «Стирающая» (1956—1984),
  • «Завтрак» (1960),
  • «Вешают белье» (1960),
  • «Чистят картошку» (1963),
  • «Разговор» (1963),
  • «Сборы на охоту» (1973—1985),
  • «Лежащая (И. И. Васнецова)» (1975—1985),
  • «Год 1919 (Добровольцы)» (1975—1985),
  • «Интерьер. Автопортрет с семьей» (1976),
  • «Осенний пейзаж с охотниками» (1977),
  • «Двое на диване (Е. Д. Нюренберг с дочерью Глашей)» (1980—1985),
  • «Похороны солдата» (1980—1985),
  • «Боровский Пафнутьев монастырь. Вид с пруда» (1980—1985),
  • «Боровский Пафнутьев монастырь. Вид из окна» (1980—1985),
  • «Пейзаж с мостом и лошадью» (1980—1985),
  • «Мастерская Вавилова, 65 (Портрет А. А. Леоновой)» (1984),
  • «Выстрел» (1984),
  • «Возвращение с охоты» (1985),
  • «Семейный обед» (1986) и многие другие.

Работы А. В. Васнецова находятся в многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, государственном музее-заповеднике «Абрамцево».

История транспорта: Пароход

Монументальные произведения Васнецова можно увидеть во многих городах России и зарубежных стран. Среди них:

  • панно «Золотая Москва» (в соавторстве с А. Гончаровым и В. Элькониным, 1958),
  • сграффито с фресковой подпиской «История стекольного дела в России» в интерьере Дворца культуры стекольного завода имени Володарского (город Курлово Владимирской области, в соавторстве с В. Элькониным, 1958),
  • сграффито «Москва и Варшава» в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, 1960),
  • росписи «Наука» и «Спорт» на торцах фасада Дома культуры в Пензе (в соавторстве с В. Элькониным, 1961),
  • сграффито в залах кафе «Дружба» в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, 1961),
  • рельеф «Музыка» на фасаде концертного зала Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве (в соавторстве с Ю. Александровым, И. Александровой, Т. Соколовой и В. Элькониным, 1961—1962),
  • мозаика «Морское дно» и рельеф на фасаде плавательного бассейна аэроклуба ДОСААФ в Москве (в соавторстве с Ю. Александровым, И. Васнецовой, В. Элькониным, 1962),
  • панно «История почты» и «Космос» в вестибюле почтамта при московском Казанском вокзале (в соавторстве с В. Элькониным, 1962),
  • мозаика «Времена года» в интерьере санатория имени А. И. Герцена (в соавторстве с Н. Андроновым, 1966),
  • мозаика на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (в соавторстве с Н. Андроновым и В. Элькониным, 1967),
  • мозаика «Покорители космоса» в вестибюле Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге (1966),
  • скульптурная композиция «Музы» на фасаде Тульского областного драматического театра имени М. Горького (в соавторстве с И. Васнецовой и Д. Шаховским, 1970),
  • декоративные фонари на пилонах фасада МХАТа имени М. Горького (1973),
  • скульптурная композиция «История транспорта» в городе Тольятти (1977),
  • интерьер Русского ресторана в Международном центре торговли и научно-технических связей с зарубежными странами (1980),
  • мозаики «История отечественного оружия» в вестибюле административного здания Министерства обороны в Москве (1985) и другие.

Руководил реставрационными работами Варваринской церкви в Тольятти.

Малоизвестный Васнецов

Всю свою жизнь художник посвятил живописи. Однако его картины шестидесятых и семидесятых годов не принесли ему популярности при жизни. Наиболее известные работы того периода — «Цветущий луг», «Натюрморт с вербой» — увидели свет только после смерти художника. Дело в том, что из-за обвинений в формализме Юрий Васнецов предпочитал нигде не выставлять эти свои работы. Он фактически сделал занятия творчеством своим тайным увлечением, и мог показывать эти творения самым доверенным и родным людям. После того как его картины были представлены широкому зрителю на выставке в 1979 году, стало ясно, что художник далеко выходит за рамки книжного иллюстратора. Он является выдающимся русским живописцем XX в.

Художник умер 03.05.1973 года в Ленинграде. Похоронен Юрий Васнецов на Богословском кладбище в Петербурге, который за долгие годы жизни стал художнику родным городом.

Биография

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа)  года в селе Рябово под Вяткой (ныне — в Зуевском районе Кировской области), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.

В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.

С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

В —1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.

В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.

Могила А. М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

Как театральный художник начал работать в 1885 году в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. В начале 1900-х годов создал декорации к операм:

  • 1902—1903 — «Град Китеж» С. Н. Василенка (неосуществлённая постановка)
  • 1908 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» П. И. Чайковского для Мариинского театра
  • 1911 — «Опричник» П. И. Чайковского для частной оперы Зимина
  • 1912 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова для Народного городского театра
  • 1914 — финальная сцена к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным)

В —1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников был в будущем один из крупнейших фотографов-пикториалистов Юрий Ерёмин. Именно Васнецов дал начало его карьере, посоветовав отправить один из снимков на Международную выставку в Ницце.

С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».

Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова


После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Биография

С детства занимался в изостудии. Продолжил художественное обучение в московском Доме пионеров. В ходе Великой Отечественной войны был призван в Красную Армию. С ноября 1942 года в боевых частях Брянского фронта. Служил в частях 48-й армии сначала рядовым, позднее сержантом и комсоргом батальона. Прошёл с боями от Орла до Кёнигсберга. Награждён орденом и медалями.

В августе 1945 года после окончания войны в рядах особого подразделения художников принимал участие в создании выставки «Боевой путь 3-го Белорусского фронта» под руководством известного московского художника Андрея Дмитриевича Гончарова.

В 1946 году, демобилизовавшишсь, поступил на факультет монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. Среди преподавателей Васнецова были такие художники как А. А. Дейнека, А. Д. Гончаров, П. П. Соколов-Скаля. В 1953 году Андрей Васнецов защитил диплом с отличием в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной

Член Союза художников с 1956 года.

С 1975 года Васнецов преподает в Московском Полиграфическом институте, где в 1980 году становится заведующим кафедрой рисунка, живописи и композиции. С 1986 года — профессор этого института.

Также активно занимается и общественной деятельностью. С 1983 года А. В. Васнецов — секретарь правления, а с 1988 по 1992 год — председатель правления Союза художников СССР. Избирался депутатом 1-го съезда народных депутатов СССР

Действительный член Российской академии художеств (1992), с 1998 — член Президиума. Был почётным председателем Фонда Васнецовых.

Скончался 6 декабря 2009 года в Москве на 86-м году жизни после продолжительной тяжёлой болезни. После отпевания похоронен на Введенском кладбище (18 уч.).

Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»

Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз,  сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.

Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.

Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.

Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.


TypeError: Argument 1 passed to xmlsitemap_node_create_link() must be an instance of stdClass, boolean given, called in /var/www/rus-artist.ru/sites/all/modules/xmlsitemap/xmlsitemap_node/xmlsitemap_node.module on line 28 в функции xmlsitemap_node_create_link() (строка 194 в файле /var/www/rus-artist.ru/sites/all/modules/xmlsitemap/xmlsitemap_node/xmlsitemap_node.module).

Становление

Васнецов вряд ли состоялся бы как художник со столь яркой манерой письма, с его уклоном в мифологию (религиозную и сказочную) без влияния свой семьи. В частности – отца, приходского священника. Мало того – и сам будущий живописец, родившийся 15 мая 1848 года,  учился сначала в духовном училище, а потом и в семинарии в г. Вятка. Уже там молодого семинариста стали привлекать к работе в иконописной мастерской, после того, как заметили его интерес к подобного рода творчеству. Но этот же интерес побудил молодого студента-богослова к более углублённому изучению предмета – и Виктор, оставив семинарию (что вызвало неудовольствие отца) отправляется в Петербург, для сдачи вступительных испытаний в Художественную императорскую академию. Именно там, в классе И. Крамского, он знакомится с И. Репиным, который стал его другом на всю жизнь, и вырабатывает в себе видение истории России как Святой Руси, с её тесной связью с Православием.

Средств на полноценное обучение у Виктора не было, поэтому за те 8 лет учения в Академии, что он там числился, у него случались долгие периоды того, что сейчас бы назвали «академотпуском». Но способного студента не отчисляли: изыскав средства, он возвращался под стены своей художественной Альма матер. Пока в 1876 году не уехал в Париж – продолжать образование там. И набраться новых европейских веяний. А по возвращению в Россию Васнецов примыкает к Товариществу передвижников – самой прогрессивной художественной школе того времени.

Остросоциальная направленность работ большинства членов Товарищества не обошла стороной и Виктора. В этот период им были написаны знаковые для того времени вещи. «С квартиры на квартиру» — в ней ярко показана бьющая по нервам безысходность переселения с квартиры на квартиру (притом явно в более дешёвую) пожилой супружеской четы, где всего скарба – узел с вещами. И более нейтральная, похожая по стилю на бытовую зарисовку, «Книжная лавочка» и чисто жанровый «Преферанс» с его поистине рембрандтовским вечерним освещением ломберного столика и игроков.

Но в этот же период художник усиленно работает над эскизами своих будущих знаковых работ, связанными с русскими былинами и с русской историей. Во многом интерес с этим направлением живописи был инициирован галеристом Третьяковым, с которым Виктор тесно сотрудничал с самого начала знакомства с этим выдающимся меценатом. Поэтому не удивительно, что первые главные вещи в своём творчестве –

  • Витязь на распутье;
  • Алёнушка;
  • Царь Иван Васильевич Грозный;

в конечном итоге были приобретены Третьяковым и составили золотой фонд русской живописи рубежа 19-го и 20-го веков.

Литература

  • Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Янина Белошапкина // Искусство. — 2007. — №21. — С. 8 — 9.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С.124—125.
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
  • Лобанов В. Виктор Васнецов / В. Лобанов. — Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. — 112 с.: ил.
  • Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. — М.; Л.: Искусство, 1940. — 108,  с. — (Сокровища мирового искусства). — 5000 экз.
  • Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1961 (1962). — 460 с. — (Русские художники). — 10 000 экз.
  • Пастон Э. В. Виктор Васнецов. — М.: Белый город, 2001. — ISBN 5-7793-0266-9.
  • Скоробогачева Е. А. Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга // Человек и культура. — 2013. — № 2. — С. 153—196.
  • Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. — М.: Арт-Родник, 2004. — 72 с. — ISBN 5-9561-0021-4.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с.
  • Ярославцева Н. А. Москва Виктора Васнецова. М.: Фонд Мир русской души, 1998. — 160 с.
  • Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / сост., вступ. ст., примеч. Н. А. Ярославцевой. — Москва: Искусство, 1987. — 496 с., 24 л. ил. — (Мир художника).

Творчество

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое:

  • «Витязь на распутье» (1882)
  • «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
  • «Алёнушка» (1881)
  • «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
  • «Богатыри» (1881—1898)
  • «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)

В конце 1890-х годов всё более заметное место в творчестве В. М. Васнецова занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

Проекты и постройки

  • Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево).
  • «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
  • Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (1891—1892, Абрамцево).
  • Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (1892—1894, Москва, переулок Васнецова, 13).
  • Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
  • Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
  • Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не осуществлён.
  • Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.
  • Особняк И. Е. Цветкова, строительство осуществлял архитектор Б. Н. Шнауберт (1899—1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
  • Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899—1901, Москва, Лаврушинский переулок).
  • Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
  • Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.

Марка добровольного сбора жертвам Первой мировой войны

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых (1992). Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов

  • Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), не сохранился. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре.
  • Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.
  • Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
  • Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А. Н. Померанцевым в основу частично реализованного проекта.

Создание марок

В 1914 году рисунок Васнецова был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением.


С этим читают