Олег вещий

Смерть

Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899

Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно укусившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году), который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови.

Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».


Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение —  — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Поход на Византию

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Основная статья: Русско-византийская война 907 года

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в и . Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров и гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Кратко о содержании основных событий

Поход на Киев

В 882 году, через три года после смерти Рюрика, Олег собрал достаточное количество воинов — к верным ему варягам присоединились уже находящиеся под властью Рюриковичей племена: чудь, словене, меря, весь и кривичи. Вместе с войском двинулся вниз по рекам, расширяя собственные владения. Сначала были захвачены Смоленск и Любеч, князь оставил там гарнизоны и продолжил путь.

Прибыв к Киеву, Олег сначала приказал воинам укрыться, затем хитростью выманил Аскольда и Дира из города, а когда они прибыли к кораблям, объявил, что они не имеют права княжить, в отличии от него и малолетнего княжича Игоря Рюриковича. После этого Аскольда и Дира убили, а сам Олег начал править в Киеве, объявив, согласно летописям:

«Убийство Олегом Аскольда и Дира»худ. К. В. Лебедев

Подчинение соседних племён

Обосновавшись в Киеве с 882 года, князь Олег Вещий начинает распространять свою власть на близлежащие племена, совершая против них походы или убеждая через послов перейти под свое покровительство:

  • Поход против древлян — племя покорено, назначена дань «по шкуре черной куницы от дыма (т.е. дома)».
  • Поход против северян — покорено, назначена дань меньшая, чем они ранее платили хазарам.
  • Переговоры с радимичами — Олег убедил их платить дань ему, вместо хазар, и обещал защиту.

Кроме того, летописи упоминают о «рати», т.е. военных действиях, с племенами уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться и оказали сопротивление.

Расположения племен и Хазарского каганата во времена Олега Вещего

Осада Киева венграми

В период между 895-898 годами, в ходе массовой перекочёвки на запад, венгерсие племена подошли к Киеву. Предположительно возглавляемые своим ханом Альмошем, венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Выступивший против них киевский князь был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых осаждающие получили большой откуп и покинули киевские земли. Карта отражающая путь миграции венгерских племён на запад

Поход на Царьград (Константинополь)

Соглсано Повести Временных лет, в 907 году Олег совершил поход на Царьград, для чего была собрана большая армия — 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ приказал затворить ворота города и поднять перегораживающие гавать железные цепи, на что Олег ответил хитростью:

Греки предложили Олегу мир и дань, послав переговорщиков снабжённых вином и пищей, которые были отравлены. Олег предвидел возможность отравления и вылил вино на землю. Тогда греки согласились на условия Олега: он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о привилегированном положении русских купцов в Византии.

«Щит русской славы» — князь Олег Вещий прибивает свой щит к вратам Царьграда в знак победыХуд. Б. Ольшанский, 2013

Посольство 911 года и подтверждение мирного договора

В 911 году Олег направил в Константинополь послов, подтвердивших «многолетний» мир и заключивших новый договор.

Договор подтверждал дружественные отношения Византии и Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.


Наиболее выгодным для Руси оставалось положение договора согласно которому русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, а империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Также купцам предоставлялось право беспошлинной торговли в Византии, а для имеющих желание русских воинов допускалась возможность найма на служение в Византии.

Русско-византийский договор 911 года Радзивиловская рукопись лист 42

Краткая биография

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век

Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Смерть

После заключения мира с императором Византии Иоанном Цимисхием в 971 году, Святослав покинул Болгарию и отправился домой, в Киев. Воевода Свенельд ещё до прибытия к порогам предлагал Святославу обойти сложный участок на конях через степи, чтобы не столкнуться с кочевниками, но князь был непреклонен.

Предупрежденные кем-то из многочисленных недоброжелателей князя, печенеги неотступно сторожили пороги и без того уставшей княжеской дружине пришлось провести зиму 971/972 года в Белобережье. Запасов провианта было недостаточно, голод обесценивал добытые в походе богатства — за конскую голову давали полугривну.

Весной 972 года пытаясь подняться вверх по Днепру Святослав попал в засаду печенегов на одном из днепровских порогов и был убит, а из его черепа предводитель печенегов хан Куря приказал сделать чашу. О смерти князя его сыновьям сообщил воевода Свенельд, вместе с частью дружины добравшийся до Киева на конях.

Хан Куря с чашей из черепа СвятославаХуд. J. F. OliverasСмерть Святослава

Краткая биография


Князь Святослав Игоревич,портрет из царского титулярника XVII векаПодробная биография

Князь Святослав Храбрый — сын князя Игоря и внук Рюрика, большую часть активной политической жизни посвятивший войнам и походам на территории сопредельных государств.

Формально принял княжение после убийства отца во время восстания древлян в 945 году, однако фактическим правителем стала его мать княгиня Ольга, так как Святослав был ещё ребёнком.

Традиционно самостоятельное правление князя отсчитвается от 964 года, когда он начал первые походы, однако некоторыми историками называются 960-962 годы, на основе предположения о причастности Святослава к провалу миссии немецкого епископа, привлеченного для христианизации восточных славян по просьбе Ольги.

После относительно мирного правления Ольги, повзрослевший Святослав Игоревич вновь развернул политику Киева в сторону военной экспансии. На восточном направлении были нанесены ряд ударов по союзникам Хазарского каганата, а затем разгромлен и сам каганат, также под власть киевских князей перешло последнее из восточных племён ранее плативших дань хазарам — вятичи.

На юго-западном направлении князь сначала успешно захватил часть Болгарии и даже назначил один из новоприобретённых городов своей постоянной резиденцией. На втором этапе дунайских походов союзная армия печенегов, венгров, болгар и русов потерпела несколько серьезных поражений от греческих войск и в 971 году Святослав был вынужден пойти на восстановление статус-кво, возвращаясь к условиям мирного договора подписанного между греками и русами при его отце Игоре.

Возвращаясь из Болгарии князь отказался следовать совету своего воеводы Свенельда, предупреждающего о возможной засаде печенегов на днепровских порогах, и пережив в низовьях Днепра голодную зиму 971/972 года принял решение форсировать пороги. Большая часть дружины и сам князь были убиты печенегами, известие о смерти Святослава в Киев доставил Свенельд.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».

Ранние годы

Летописи не сохранили подробностей отношений Ярополка с отцом. В 968 году он находился вместе с бабкой княгиней Ольгой и двумя братьями в осаждённом Печенегами Киеве. Получив известия об осаде и прогнав кочевников, Святослав не задержался долго в столице — сыновья были назначены княжить в разные города, а сам князь вернулся в Болгарию.

Ярополк был назначен княжить в Киеве, где он пробыл вплоть до 972 года, когда воевода Свенельд привёз в столицу известие о

Княжение в Киеве

Князь Ярополк СвятославичРис. В. П. Верещагина.

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 годаПо словам хрониста XI века Ламперта Герсфельдского:«973 г.: Император Оттон Старший вместе с Младшим пришёл в Кведлинбург и отпраздновал там 23 марта Святую Пасху. Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских.»:. С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров).


По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

Ярополк Святославич (предположительный портрет 1800 года)Худ. Уильям Тук

Образ Олега Вещего в описаниях отечественных историков

Н. М. Карамзин

Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. — Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия. Рюрик владел от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до Белаозера, устья Оки и города Ростова: Олег завоевал все от Смоленска до реки Сулы, Днестра и, кажется, самых гор Карпатских. Николай КарамзинХуд А. Венецианов, 1828 г.

Н. М. Карамзин, вырезка из 5-й главы «Истории государства Российского»

С. М. Соловьёв

С. М. Соловьёв При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти представлялся он не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим.

В предании он является также и князем‑нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание об Олеге, историк не имеет никакого права заподозрить это предание, отвергнуть значение Олега как собирателя племенС. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской».

С. Ф. Платонов

Сквозь красивый туман народного сказания историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879—912).

Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силыСергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русскойистории.

С.Ф. Платонов

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Внешняя политика Внутренняя политика

Список литературы

  1. Н. М. Карамзин, вырезка из 5-й главы «Истории государства Российского»
  2. С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской»
  3. Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории

Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов

Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.

Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально — добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.

Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года

Происхождение имени

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени , что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный».

В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.


С этим читают