Хозяин кремля. виталий сундаков

Виды сундуков

В 18 веке были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разнообразных наименований. Непосредственно сундуки, а также скрыни, шкатулки, ларцы, поставцы, казёнки, коробья, подголовки и погребцы.


Скрыня –это ларец или короб, а ларец, соответственно – это шкатулка или сундучок.

Поставцы –это большие ящики с полками без дверец.

Казёнка –род шкафа, клееного из липовых досок. Казёнка приделывалась к стене наглухо, и предназначалась для хранения посуды и драгоценных вещей.

Коробья, или коробейка – это гнутый короб либо сундук.

Подголовок – денежный ларец с покатой крышкой. Обычно ставился в голове.

Погребец – был дорожным сундучком для продуктов и посуды.

Особенно популярны были в 17 веке сундуки-подголовки. Иван Егорович Забелин, знаток старорусского быта, писал, что они были в большом употреблении у богатых купцов, которые прятали в них золото, серебро и все драгоценные вещи. Европейские моды и обычаи, вошедшие в жизнь русского дворянства в 18 веке, вытеснили сундук из господских покоев в кладовые и в комнаты прислуги. Афанасий Фет вспоминал, что в доме его родителей, помещиков Шеншиных, в девичьей, вместо стульев вдоль стен стояли деревянные, с висячими замками, сундуки. И на этих сундуках вечером и рано утром затемно, при свечах, сидели с прялками горничные.

В деревнях сундуки ещё долго сохраняли свои позиции. Как правило, сундуки хранили праздничную одежду в течение нескольких поколений, поэтому расхожий термин «бабушкин сундук» — это вовсе не метафора некоего вместилища старых и никому не нужных сарафанов; к вещам в крестьянской среде отношение было бережное. Все одеяния для торжественных случаев использовались как можно дольше. Когда они ветшали, то их меняли на новые, точно такие же. Тем самым, в традиционном народном быту сундуки играли важнейшую культурную роль – они связывали поколения в единое целое, проще говоря, формировали традицию.

Сундук –слово тюркского происхождения. В кочевой среде он обозначал вместилище для хранения предметов обихода и ценных вещей. И как наследник кочевой культуры, даже уйдя из повседневного быта, сундук остался непременным спутником тех, кто странствовал по безкрайним просторам России. Оберегая багаж путешественников, сундук на протяжении веков кочевал со своими хозяевами по свету на телегах, подводах, на крышах дилижансах и в трюмах кораблей. И каждый сундук-путешественник нёс неизгладимый отпечаток личности своего владельца. Английская путешественница Марта Вильман, которая в 1804 году колесила вместе с княгиней Дашковой по России, в своём письме к матери описывает целый караван из телег и подвод с множеством слуг. Главной приметой этого кочевого поезда был сундук, который, раскрываясь, превращается в кровать с постелью, подушками и всеми удобствами для ночлега княгини.

Совсем другого типа сундук возил с собой Павел Иванович Чичиков.

«Это был небольшой ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской берёзы. В нём были отделения для мыльницы и бритв, квадратные закоулки для песочницы и чернильницы, отсек в виде лодочки для всего того, что подлиннее, перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, специальное место для бумаг и ящичек для денег, который всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что, наверное нельзя было сказать, сколько там денег».

И сколько было в ту пору таких походных ларчиков и сундучков? В своём толковом словаре Даль даёт следующий комментарий: «Сундучничий промысел падает, комоды да шифоньерки вытесняют его». Напомним, что первое издание этого словаря вышло в свет в 1863 году. Выходит, что и в России с сундуком произошло то же самое, что в Европе.

[править] Ссылки

  • http://sundakov.ru/about/
  • http://dostoyanieplaneti.ru/3747-sundakov-vitalij-vladimirovich
  • http://www.nsk.aif.ru/dosug/1147879
  • https://www.izh.kp.ru/daily/24599/771382/
  • http://www.mk.ru/daily/nashe-podmoskove/interview/2014/01/22/974177-hozyain-kremlya.html
  • http://kuban.rbcplus.ru/news/57397fac7a8aa9291f4c5524
  • https://ria.ru/announce/20141024/1029902658.html
  • https://www.1tv.ru/shows/naedine-so-vsemi/vypuski/gost-vitaliy-sundakov-naedine-so-vsemi-vypusk-ot-18042016
  • https://ria.ru/announce/20150601/1067602801.html
  • http://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/58e254de9a79470f821388de
  • https://ria.ru/society/20150522/1065995362.html
  • http://www.khmer440.com/k/2013/06/khmer-thief-tortured-by-his-russians-captors/

Что думают по этому поводу сами казаки

Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe


Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua

Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

Маленький путешественник

Виталий родился 7 октября 1957 года. В семье также подрастал его младший брат. Когда родители Сундакова развелись, он вместе с мамой и братом поселился в Алма-Ате. Мама постоянно болела, поэтому воспитанием мальчиков пришлось заниматься бабушке. Виталий почувствовал интерес к путешествиям еще в раннем детстве. Он любил садиться на автобус или трамвай, а потом доезжал до конечной остановки. Тогда маленькому мальчику казалось, что он добрался чуть ли не до края света.

Мама Виталия Сундакова

Будучи подростком, он совершал вояжи уже за пределы своего города, за что стоял на учете в детской комнате милиции. “Трудный ребенок” доставлял хлопот и учителям, которые мечтали избавиться от него, но им было жалко его маму и бабушку. В 7 классе Сундакова хотели оставить на второй год, но он взялся за учебу, сдал экстерном экзамены за 8-й класс и сразу перешел в 9-й класс.

7-я сторона света Виталия Сундакова

Опубликовано: 19.11.2013

Профессиональный путешественник, неутомимый исследователь первобытных племен, магических культур и закрытых религиозных сообществ, создатель музея «Славянский Кремль», инструктор по рукопашному бою, действительный член Русского географического общества. И это еще не все о нем… Индейцы уичоли дали ему имя Шикиаками, что значит Сын земли и солнца. Он руководитель экспедиции ассоциации «Всемирные географические исследования», президент фонда Русских экспедиций, основатель специального центра «Обитель нагов» в Камбодже, где проходят уникальные

Биографические данные[править]

Окончил музыкальную школу по классу флейты. Два года был воспитанником полка (в музыкальном взводе). С двенадцати лет состоял на учёте в детской комнате милиции «За несанкционированные родителями систематические путешествия по стране».

После окончания в Алма-Ате восьмилетней школы № 25, окончил профессионально-технические училища по специальностям авто-слесарь и буровой мастер. Срочную службу проходил в армии, а затем — сверхсрочную: на флоте в плавсоставе Северного флота (командир отделения оперативной группы). Работал монтажником на Николаевском судостроительном заводе, буровым мастером, водителем-испытателем на ЗИЛе, токарем, сварщиком, водолазом, тренером, учителем.

Образование высшее. Действительный член Академии проблем сохранения жизни. Окончил Педагогический институт (филологический факультет) и Московский государственный университет (факультет журналистики). Семь лет работал журналистом, пройдя путь от корреспондента многотиражной газеты до заместителя главного редактора журнала министерства морского флота СССР (был рабкором, спецкором, корреспондентом радио, фотожурналистом, ответственным секретарём, научным редактором).

В 1989 году основал первую Школу безопасности в стране при Академии наук СССР. В 1991 году основал первую частную Школу Выживания в России с сетью филиалов. Вёл специальные семинары и тренинги для космонавтов, спасателей, МВД, спецподразделений, пожарных, инвалидов, детей, женщин. В 1993 году стал президентом Транснациональной Ассоциации школ выживания.

Являясь Действительным Членом Русского географического общества, в 1998 году основал и возглавил Фонд русских экспедиций и путешествий. Начиная с 1978 года, организовал и осуществил более тридцати экспедиций в двадцати пяти странах. Их спектр чрезвычайно широк (научно-исследовательские — автомобильные, подводные, этнографические, теологические, уфологические — а также экстремальные, авантюрные, и детские). Результаты его научно-исследовательских экспедиций стали сенсацией для научной общественности.

Эксперт по колыбельным цивилизациям и экстремальным климатическим зонам. Обладает практическими навыками по спелеологии, альпинизму, историческому фехтованию. Является членом совета Федерации детских и молодёжных организаций России. Его авторская детская программа «Возрождение» с успехом реализуется на 72-х территориях России, а также в главных детских международных центрах отдыха страны «Орленке» и «Артеке». Эксперт по комплексной безопасности. Ведущий научный редактор детской энциклопедии «Безопасность».

Ныне живёт в Подмосковье. Регулярно организует и участвует в экспедициях в разные страны мира (Папуа Новую Гвинею, Амазонию, Чили, Мексику).

Аудиовизуальный материал и приложения[править]

https://youtube.com/watch?v=5ah04-kcASY

Идиотизм официальной истории

https://youtube.com/watch?v=6wOfPxeUGvo

О путешествиях и открытиях

https://youtube.com/watch?v=Y6jERL2T_mM

О Мексике

Неудобные вопросы к американцам


Самые нелепые исторические факты

О чём не принято говорить

https://youtube.com/watch?v=hF4xFK1mw_Y

Христианизация Руси

Выступление Сундакова

Что такое духовность

В. В. Сундаков имеет свой канал на видео-портале компании Гугл.

Личная жизнь

Несмотря на бесконечные путешествия, Сундаков смог построить счастливую личную жизнь. Его жена Элеонора всегда понимала, что без любимого дела он не проживет и дня, поэтому стойко переносила его постоянное отсутствие дома. У супругов родились два сына – Владислав и Вадим. Старший сын получил образование во ВГИКе и стал хорошим телевизионным оператором. Он побывал вместе с известным отцом в мексиканской экспедиции и снял документальный фильм “Путешествие в мир абсолютной магии”. Младший сын также часто помогает отцу в делах, работая с картами, документами и в Интернете.

Несколько лет назад в жизни Виталия произошли страшные события – бандиты ограбили и зверски убили его отца и брата, которые в тот момент находились в своей московской квартире. Путешественник тяжело пережил смерть близких людей и еще долго не мог оправиться от этой потери.

Девять месяцев в году Сундаков проводил в дорогах, а вот дома он жил всего три месяца. Когда он приезжал из очередной экспедиции, то неделями переносил акклиматизацию и тяжело втягивался в режим дня. Виталий часто привозил с собой разные экзотические болезни, и жене приходилось его выхаживать. По признанию филолога, их семья сохранилась благодаря мудрости и терпению его жены, которая всегда понимала, что путешествия – это его работа.

Ранее семья жила в арендованном загородном доме в подмосковной Сходне, и одновременно они строили в Подмосковье Славянский Кремль. Сундаков возводил его по всем правилам древнерусского зодчества, мечтая о том, чтобы на территории Кремля были постоялый двор, трактир, курган, капище, гостевые, гульбища и, конечно, баня. Также планировалось возвести Музей русских экспедиций и путешествий, Музей артефактов эпохи человека и Музей колыбельных цивилизаций.

Сейчас все семейство трудится на благо Кремля: они отмывают музейные избы, чистят березняк, изготавливают и развешивают скворечники, красят деревья. Вместе с внуками Виталий режет узорочье и постепенно украшает ими Храм.

Заграницу

Неудивительно, что финансовый вопрос для таких путешественников всегда стоит остро, однако в России долгое время делали вид, что не существует русского путешественника под именем Сундаков Виталий Владимирович. Книги его издавались, проекты развивались, а вот поддержки со стороны государства не было.

В гости к семье Сундаковых не раз заезжали различные чиновники, в том числе и высокопоставленные, но дальше слов ничего не заходило, а вот другие государства не раз предлагали Виталию создать условия для его экспедиционной деятельности. Последнее предложение было настолько интересным, что путешественник даже подумывал согласиться. Оно поступило от американо-мексиканской корпорации DCX, которая предложила Виталию 150 га земли в районе Акапулько, а так же серьезное финансирование для основания Международной академии путешествий. Однако проект был отменен из-за неожиданного результата выборов.

Что говорит история

Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков / Фото: militaryexp.com

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец / Фото: novosti333.ru


Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

По другой версии, чупрына — это сарматская прическа / Фото: kozaku.in.ua

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».

В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах / Фото: pinterest.ru

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

Экспедиции[править]

  • 1974 г. — СССР. Средняя Азия. Пустыня Каракумы (геология)
  • 1975 г. — Северный ледовитый океан, Баренцево море, Карское море, Норвежское море, Средиземное море, Атлантический океан, Индийский океан, Южно-Китайское море, Филиппинское море, Тихий океан, Охотское море (служба в плавсоставе ВМФ)
  • 1979—1982 гг. — СССР. Акватория Черного моря. Проект: СТК «Садко». Подводный поиск кораблей, погибших в годы Великой отечественной войны
  • 1983 г. — о. Березань (СССР)
  • 1985 г. — Ольшанцы, проект «Разыскивается герой»
  • 1990 г. — Оймякон. Полюс холода
  • 1991 г.
    • Италия. «Школа выживания. Через Европу, без документов, денег и знания языка»
    • Камчатка. Дальний Восток. «В жерле действующего вулкана»
    • Остров Мудьюг. Белое море. Всесоюзная акция «Контрольная для Робинзона»
  • 1992 г. — Чукотка. «Колыбельные цивилизации планеты. Чукчи. Ханты. Манси. Ненцы»
  • 1993 г. — Россия:
    • О. Валаам. «Паломник. Религии мира. Православие»
    • Север: поиск пропавшей экспедиции
  • 1994 г.
    • Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами»
    • Канада. «Колыбельные цивилизации планеты. Ирокезы». «Великие лики планеты. Ниагара»
    • Колумбия. «Колыбельные цивилизации планеты. Мапуче. Инки»
    • Папуа Новая Гвинея. Каннибалы Ириан-Джаи. «Колыбельные цивилизации планеты. Асматы. Дани. Лани»
  • 1995 г.
    • Боливия. «Колыбельные цивилизации планеты. Инки». «Великие лики планеты. Ликан Кавур»
    • Египет. «Колыбельные цивилизации планеты. Бедуины». «Утерянные страницы истории. Не тайна пирамид»
    • Королевство Бутан. Гималаи (яки, лошади, трекинг). «Религии мира. Буддизм. Дзонги. Монастыри”
    • Непал. Тибет. «Религии мира. Буддизм». «Великие лики планеты. Гималаи»
    • Россия. «Лики планеты. Великие реки России»
    • Таиланд. «Религии мира. Буддизм»
    • Филиппины. «Колыбельные цивилизации планеты. Ифугае». «Воины и целители. Хилеры — лекари веры. Боевые искусства Кали». «Великие странники. История гибели Магеллана»
    • Чили. «Колыбельные цивилизации планеты. Инки». «Школа выживания: пустыня Атакама»
  • 1996 г.
    • Ирландия. «Утерянные страницы истории»
    • Кипр. «Религии мира. Православие. Кикский монастырь»
    • Мьянма (слоны, пироги, плот, трекинг). «Колыбельные цивилизации планеты. Карены. Падуаны». «Религии мира. Буддизм. Шведагон. Христианство»
    • Таиланд. «Паломник. Религии мира. Буддизм». «Воины и целители»
  • 1997 г.
    • Дания, Швеция. «Из варяг в Греки. Викинги»
    • Мексика. «Колыбельные цивилизации планеты. Ольмеки. Ацтеки. Майя». «Странники космоса» (уфология)
    • Россия. Смоленщина. «Утерянные страницы истории»
  • 1998 г.
    • Индия. «Паломник. Религии мира. Индуизм»
    • Мексика. «Колыбельные цивилизации планеты. Лакандонес. Чимулес. Уичоли». «Религии мира. Христианство. Мария Де Гуадалупе»
    • Россия. Онега (вертолет, кунг, снегоходы, подледный дайвинг). Подводные петроглифы
    • Крым. Плато Чатыр Даг. «Утерянные страницы истории. Историческая реконструкция. Киммирия»
    • США (12 штатов). «Колыбельные цивилизации планеты. Сиу. Команчи». «Школа выживания. В гостях у Рембо»
  • 1999 г. — Мексика. «Колыбельные цивилизации планеты. Уичоли». «Воины и целители. Маракаме и Курандеро»
  • 2000 г.
    • Галапагосские острова. «Страницы мировой истории. Дарвин»
    • Мексика. «Колыбельные цивилизации планеты. Уичоли». Кинопроект Дискавери: «Путешествие в мир абсолютной магии»
    • Турция: «Новая хронология. Утерянные страницы истории» «Паломник. Религии мира. Христианство. Ислам»
    • Узбекистан. «Утерянные страницы истории. Хорезм. Бируни. Тамерлан». «Религии мира. Ислам»
    • Эквадор. «Колыбельные цивилизации планеты. Гуарани»
  • 2001 г.
    • Галапагосские острова. «Великие лики планеты. Эндемики фауны и флоры»
    • Китай. «Паломник. Религии мира. Даосизм. Конфуцианство». «Монастыри». «Тайна чайного листа»
    • Мексика. «Колыбельные цивилизации планеты. Уичоли». «Паломник. Религии мира. Мескализм»
    • Россия. Тверь. «Деревянная Россия»
    • Эквадор. «Середина мира»
  • 2002 г.
    • Австралия. «Куда вернётся бумеранг?» «Колыбельные цивилизации планеты. Аборигены». «Великие лики планеты. Большой Барьерный риф. Эндемикифауны и флоры»
    • Великобритания. Гринвич
    • Гонконг. «Живущие на воде»
    • Египет. «Новая хронология Мира»
    • Индонезия. «Религии мира. Ислам. Индуизм»
    • Новая Зеландия. «Колыбельные цивилизации планеты. Маори». «Великие лики планеты. Светлячковые пещеры»
  • 2003 г.
    • Вьетнам. «Храм всех религий»
    • Камбоджа. «Змеиный дом»
    • Россия. «Деревянная Россия»
  • 2005 г. — Ливия. Сахара. Петроглифы Африки. Туареги. Античные города Средиземноморья

Путешествия и экспедиции

В свою первую экспедицию Виталий отправился в 1978 году. В те годы он жил в городе Николаеве, где помогал местному клубу подводного плавания “Садко” искать корабли, затонувшие в годы войны. Затем мужчина долгое время катался по стране, объездив таким образом весь Советский Союз.

В 90-х годах Сундаков основал свою “Школу выживания”, чтобы помочь людям легко ориентироваться в лесу, горах, море и даже джунглях. Желающих было много, причем заниматься шли люди разных возрастов. Путешественник всегда советовал своим ученикам, чтобы те не воспринимали за чистую монету какие-либо рекомендации, напечатанные в СМИ. Он советовал прислушиваться к своему организму, ведь только так можно понять, что он хочет.

Виталий мечтал о путешествиях и экспедициях, поэтому школу пришлось закрыть, тем более с открытием границ появилась возможность исследовать жизнь и обычаи многих племен на разных континентах. Чтобы собраться в экспедицию, путешественник сначала совершал несколько поездок в выбранную страну, чтобы найти проводников, изучить местные обычаи, традиции и культуру, подобрать снаряжение. Он учитывал политические и экономические обстоятельства, а также тот момент, кому нужны эти исследования и сколько это будет стоить. Из таких путешествий Сундаков всегда привозил массу полезной информации, которой потом делился с людьми.

Сейчас “Школа Виталия Сундакова” разместилась на просторах Интернета, поэтому каждый желающий может пройти курсы на разные тематики, например:

  • “Как работает мозг и сознание”;
  • “Об универсуме языка, о мате и гибком мышлении”;
  • “Здоровье и безопасность в чрезвычайных условиях”;
  • “Медитация в русской традиции” и другие.

С этим читают