Cайт військово-морських сил збройних сил україни

«Единственная плавающая единица»

О бедственном положении ВМС Украины в беседе с RT рассказал военный и политический аналитик, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков.


«Нет украинского флота как такового. Фрегат «Гетман Сагайдачный» (флагман ВМС Украины. — RT) — единственная плавающая единица. И она никакой серьёзной угрозы для какого-либо противника представлять не может. Потому что это корабль с ограниченными боевыми возможностями. А катера — это не флот, это безобразие. Такое положение дел существует в связи с безобразным отношением к строительству военно-морского флота со стороны военного руководства», — сказал он.

  • Спуск на воду малого бронированного артиллерийского катера
  • Facebook

Подобное состояние украинского флота связано, в первую очередь, с коррупцией и неэффективностью управления государством, считает военный эксперт, подполковник в отставке Владимир Язиков. В беседе с RT он рассказал о современном состоянии ВМС Украины.

«Одна подводная лодка «Запорожье» была, которую мы предложили вернуть, но она же не на ходу. На буксировку деньги нужны, а подводного флота у них нет. «Гетман Сагайдачный» — был единственный боеспособный корабль и тот сейчас стоит на приколе. Деньги на модернизацию флота они выделить не могут, потому что их просто нет. А деньги, которые даёт Европа, уходят на обслуживание долга. Американцы дали им катера  с твёрдым надувным корпусом, но они тоже не представляют никакой угрозы», — пояснил подполковник.

Также по теме «Через несколько лет о военных кораблях можно будет забыть»: лишится ли Украина статуса морской державы Корабли ВМФ Украины находятся в плохом состоянии и на 95% нуждаются в ремонте и замене. Об этом RT сообщил источник в Минобороны…

Однако Украина и не ставит своей целью создание эффективного флота, отмечает эксперт. Главный расчёт — на помощь западных союзников.

«Они ждут помощи Запада, надеются, что их возьмут в НАТО. Но в альянс попасть тоже проблематично, потому есть правила вступления туда, которые украинская сторона не в состоянии выполнить. Например, Украина не должна вести боевых действий. Затем по правилам им надо закупать вооружение, которое будет соответствовать системе НАТО. А у них же там всё советское, и то они его распродали», — рассказал он.

С этим согласен и Константин Сивков. Он отметил, что НАТО «было бы интереснее иметь хоть какую-то боеспособную тактическую единицу».

«Москитный флот»

На первом этапе приоритетами строительства ВМС будет система контроля надводной обстановки в прибрежной зоне, которая позволит отслеживать морскую активность на расстоянии до 40 миль. Эта система будет включать наземные станции слежения, беспилотные летательные аппараты и прочие средства. Вторым приоритетом будет развитие береговой оборонительной инфраструктуры, включая артиллерию и ракетные системы.

Наконец, третьим приоритетом будет развитие средств контроля прибрежной зоны, и в рамках этой программы, как рассказал Андрей Рыженко, ВМС предусматривает создание того самого «москитного» флота, состоящего из сравнительно небольших катеров.

Image caption Концепция «москитного флота» не нова — у СССР, например, на Черном море тоже были торпедные катера

По словам Андрея Рыженко, главным достоинством такого флота является прежде всего его цена. Он дешевле, чем флот больших кораблей.

«Например, нам в море необходимо иметь 64 противокорабельные ракеты. Их можно разместить, например, на восьми корветах, которые будут стоить три миллиарда долларов, либо на 16 ракетных катерах, которые будут стоить полмиллиарда», — рассказал он.

Помимо маневренности, скорости и малозаметности, плюсами таких кораблей является еще и низкая стоимость обслуживания и ремонта. Для них нужна меньшая, и, соответственно, более дешевая портовая инфраструктура. «Корабль сам по себе, когда вы его покупаете, это примерно 30% от тех средств, которые государство в него вложит до окончания срока службы через 20 лет», — сказал он.

Минусами «москитного флота», по словам Рыженко, являются невысокая автономность малых кораблей в пять-семь дней, из-за чего они способны действовать только в пределах небольшой прибрежной зоны.

Концепция «Москитного флота», вероятно, станет основной в формировании корабельного состава ВМС Украины в ближайшее десятилетие.

Так, уже разработан проект катера «Лань», вооруженного противокорабельными ракетами «Нептун» (еще одной разработкой украинского ВПК, испытания которой уже на финальной стадии), зенитным комплексом «Арбалет-К», артиллерийскими установками калибра 76 и 30 миллиметров. Первую «Лань» ВМСУ планируют получить в 2019 году.

Image caption Проект ракетного катера «Лань», на котором планируют разместить противокорабельные ракеты «Нептун»

А в Одессе уже проходят испытания десантно-штурмовых катеров «Кентавр», которые способны перевозить около четырех десятков десантников.

Наконец и речные артиллерийские катера «Гюрза-М» — пример «москитного флота».

Кроме того, еще два патрульных катера класса «Айленд» Украина получит от США. Это легкие корабли, вооруженные одной мелкокалиберной пушкой и парой тяжелых пулеметов. Они достанутся Украине не бесплатно — за модернизацию, транспортировку, обучение экипажа и техобслуживание необходимо будет заплатить около 10 миллионов долларов.

Все это укладывается в рамки концепции, которая рассматривает три типа боевых катеров — ударные катера с противокорабельными ракетами, десатно-штурмовые катера и патрульные катера, в задачу которых будет входить и сбор информации.

Флот нужен

И украинские военные, и волонтеры, с которыми говорила Би-би-си, уверены, что военный флот Украине необходим.

«Много интересов государства, таких как полезные ископаемые, находятся в пределах ее исключительной экономической зоны. И у Украины фактически ничего нет, чтобы их защищать. Россия этим пользуется и методом «ползучей аннексии» понемногу вытесняет Украину», — говорит Андрей Рыженко.

И без физического присутствия в море (то есть только силами авиации или береговой охраны) противостоять этому невозможно, уверен он.

«В любом случае нужно присутствие в исключительной морской экономической зоне, иначе с 200 миль она сократится до 12. Если у нас и там не будут стоять корабли, то и эта зона сократится. И такая тенденция есть», — добавляет замначштаба командования ВМСУ.

С ним же соглашается одесский волонтер Александр Сывак: «Если мы сдадим России без флота Азов, то следующим этапом будет Черное море».

Главный же вопрос же в том, на что именно хватит у Украины ресурсов.

«Пиар-акция»


Примечательно, что на фоне официальных признаний в недееспособности украинского ВМФ Киев проявляет значительную активность в Азовском море. Так, 25 марта Госпогранслужба Украины задержала в Азовском море рыболовецкое судно «Норд» под российским флагом. На борту корабля были 10 человек, все — граждане России. МИД РФ заявил, что Москва намерена добиваться освобождения всего экипажа российского судна.

4 июня в акватории Азовского моря были начаты украинские военные учения, которые будут продолжаться до конца лета. Глава Крыма Сергей Аксёнов назвал это «пиар-акцией», не имеющей никакого практического значения с военной точки зрения.

Вместе с тем заявления о необходимости противодействия «российской агрессии» звучат в Киеве регулярно.

Сивков считает, что нынешние политические деятели удерживаются у власти благодаря воинственной риторике и «единственным условием своего существования понимают только лишь войну». И как только закончатся «враги», встанет вопрос «куда ушли деньги и как использовались ресурсы». Чтобы этой ситуации не допустить, им необходимо постоянно поддерживать образ внешнего врага. 

«Как только кончится военная угроза, кончится и хунта» — заключил он.

Зрадники ВМС України

Командування ВМС ЗС України Адміністративне управління Оперативне управління Розвідувальне управління Фінансово-економічне управління Управління оборонного планування Управління зв’язку та інформаційних систем Управління організації МТЗ Управління експлуатації та судноремонту Управління авіації та протиповітряної оборони Управління надводних та підводних сил Управління оперативного (бойового) забезпечення Управління особового складу Управління бойової підготовки Управління ВБ та ТрО Управління захисту інформації та криптології Управління кораблебудування Управління по роботі з особовим складом Тил командування ВМС ЗС України Озброєння командування ВМС ЗС України Воєнно-науковий відділ Відділ служби військ Відділ оперативних стандартів і методики підготовки ВМС Служба безпеки дорожнього руху Служба охорони праці Служба пожежної безпеки Медична служба Контактний пункт Командний центр Центр контролю безпеки інформації Прес-центр командування ВМС ЗС України Центр військово-музичного мистецтва Академія ВМС імені П.С. Нахімова Військово-морський коледж старшинського складу Академії ВМС Військово-морський ліцей Чорноморський тренувальний центр морської піхоти 12 об’єднана судноремонтна майстерня 28 Гарнізонний будинок офіцерів 36 окремий взвод охорони та обслуговування ВКР СБУ 47 команда плавзасобів 114 розрахунково-аналітична станція Військовий комісаріат Військова частина А0199 Військова частина А0235 Військова частина А0247 Військова частина А0248 Військова частина А0669 Військова частина А0702 Військова частина А0793 Військова частина А1100 Військова частина А1343 Військова частина А1360 Військова частина А1418 Військова частина А1727 Військова частина А1743 Військова частина А1750 Військова частина А1921 Військова частина А1956 Військова частина А2091 Військова частина А2157 Військова частина А2178 Військова частина А2246 Військова частина А2248 Військова частина А2272 Військова частина А2290 Військова частина А2291 Військова частина А2295 Військова частина А2295Б Військова частина А2320 Військова частина А2327 Військова частина А2398 Військова частина А2505 Військова частина А2506 Військова частина А2727 Військова частина А2865 Військова частина А2865А Військова частина А2865Б Військова частина А2865В Військова частина А2904 Військова частина А3002 Військова частина А3304 Військова частина А3318 Військова частина А3319 Військова частина А3343 Військова частина А3346 Військова частина А3835 Військова частина А4014 Військова частина А4068 Військова частина А4237 Військова частина А4249 Військова частина А4274 Військова частина А4276 Військова частина А4288 Військова частина А4289 Військова частина А4290 Військова частина А4362 Військова частина А4368 Військова частина А4374 Військова частина А4398 Військова частина А4408 Військова частина А4414 Військова частина А4416 Військова частина А4424 Військова частина А4430 Військова частина А4434 Військова частина А4442 Військова частина А4474 Військова частина А4480 Військова частина А4486 Військова частина А4543 Військова частина А4591

«Зрада» по имени «Украина»

Помимо огромного количества имущества Черноморского флота Украина из числившихся к моменту раздела в составе ЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и прочих плавсредств получила 137 единиц. Естественно, не все из них были на ходу и не все были достроены. Тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц.

Да, доля России при разделе корабельного состава оказалась больше, однако для Украины это вполне компенсировалось большим количеством полученного берегового имущества.

Итак, совершим прогулку по вымпелам, доставшимся ВМСУ.

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг». Заложен в 1985 году. В 1993 году, будучи завершен на 67%, достался Украине. В 1998 году недостроенный корабль всего за 25 миллионов долларов был продан Китаю. Официально — для переоборудования «Варяга» в морской развлекательный центр. Доплатив еще 5 миллионов за буксировку, китайцы переименовали «Варяга» в «Ляонин» и перестроили его в свой первый авианосец.

Ракетный крейсер проекта 1164 «Адмирал флота Лобов». Заложен в 1984 году. В 1993 году, будучи завершен на 75%, достался Украине, после чего был пафосно переименован, извините, в «Украину». К 1998 году крейсер, по информации украинской стороны, удалось довести до 95% готовности. До 2014 года Киев неоднократно озвучивал планы достройки корабля для ВМСУ с помощью России, а Москва точно так же неоднократно в полуофициальной форме заявляла, что не прочь была бы приобрести крейсер для своего ВМФ.

После 2014 года передача Украине «Украины» была объявлена постмайданными патриотами «зрадой» и «провокацией Москвы». Почему? Потому что достроить крейсер украинцы так и не смогли, а вот разорить судостроительный завод расходами на свое содержание «Украине» вполне удалось. В 2017 году президент Украины принял решение наконец-то продать многострадальный крейсер на лом.

Дальше — бегло.

Из пяти сторожевых кораблей проектов 1135, 1135М, 11351 — три списаны, один разобран на стапелях, один достроен и до сих пор в строю — это тот самый почти уже легендарный «Гетман Сагайдачный», крупнейший боевой корабль и по совместительству флагман современных ВМСУ. Еще раз подчеркнем: у украинцев были неплохие шансы к 2014 году иметь как минимум четыре таких корабля, а как максимум пять, если бы получилось достроить «Красный вымпел», переименованный новыми владельцами в «Гетмана Вишневецкого».

Сделаем маленькое отступление. «Варяг», «Лобов» и сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11351 в середине 90-х, на момент раздела флота, являлись вполне современными кораблями. Мало того, корабль одного с «Варягом» проекта — российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также «систершипы» «Лобова» и «Сагайдачного», до сих пор ходят под российским флагом. Таким образом, мысль о том, что Украине достались «не самые современные корабли» — от лукавого.

Конец отступления. Продолжаем знакомиться с переданными ВМСУ кораблями и катерами.

Наскільки важливі затримані росіянами кораблі?

Затримані росіянами українські катери — одні з найновіших та найбільш боєздатних, розповідає керівник Українського мілітарного центру Тарас Чмут.

«Бердянськ» був спущений на воду в 2015 році, у складі українських ВМС з грудня 2016 року.

Малий броньований артилерійський катер «Нікополь» з’явився у складі українського флоту в липні цього року, разом з трьома аналогічними суднами, збудованими минулого року.

Обидва катери належать до типу «Гюрза». Їх спроектували в Миколаєві, а збудували на заводі «Кузня на Рибальському» в Києві.

Image caption Українські катери «Нікополь» та «Бердянськ» і буксир «Яни Капу», відбуксовані до порту Керчі

З 2014 року ВМС України отримало лише шість цих катерів проекту 58155, два з яких базується на Азовському морі, два в Одесі — і два тепер захоплено, каже експерт.

«Тобто всього ми отримало шість, одну третю з яких зараз втратили», — розповідає пан Чмут. За його словами, це не критично, «але позитивного в цьому немає».

Втім, навіть ці бронекатери мають певні обмеження по морехідності та застосуванню зброї, застерігає експерт.

Рейдовий буксир «Яни Капу», який наразі теж відбуксували до Керчі, збудований у 1974 році. Після розвалу СРСР перейшов до українських ВМС.

Після анексії Криму він залишився під контролем росіян, але у травні 2014 року його повернули Україні.

Цусима по-украински


К концу 2012 года полученные ВМСУ от Черноморского флота 137 плавединиц «ужались» всего до двух-трех десятков. Причина — поставленные украинскими моряками на поток «дерибан», разворовывание, списание, отправка в лом и продажа за бесценок доставшихся им вымпелов.

Именно это, а не пресловутая «аннексия Крыма», стало для ВМСУ настоящей Цусимой, организованной исключительно собственными силами и без какого-либо вмешательства «вероятного противника»! Именно так корабельный состав ВМСУ из весьма впечатляющей, по крайней мере на бумаге, группировки, располагающей ударным вооружением, «докатился» до совершенного ничтожества, чья боевая немощь исчисляется количеством речных бронекатеров.

Если вернуться к приведенному нами ранее списку, нетрудно заметить, что Украина совершенно самостоятельно сумела лишить себя куда большего количества кораблей, чем утратила в результате известных событий весны 2014 года. Но признать это, разумеется, куда труднее, чем писать про то, что «ВМСУ были уничтожены в ходе аннексии Россией Крыма».

Крым после аннексии

Этим силам, которые должны обеспечивать безопасность Украины, в акваториях двух морей противостоит российский Черноморский флот.

После аннексии Крыма в 2014 году под полным контролем Москвы оказались все крымские военно-морские базы, включая Севастопольскую, которую Россия арендовала у Украины, Южную в Донузлаве, которая принадлежала украинским ВМС, воинские части и аэродромы, и другие объекты — как те, за аренду которых платила Россия, так и те, которые до 2014 года использовали украинцы.

К России отошли до трех десятков кораблей и судов обеспечения. Часть из них Россия вернула Украине, включая корвет «Винница», несколько Киев не стал забирать сам — отчасти из-за плохого состояния, отчасти по политическим мотивам.

Один из самых ценных оставшихся в Крыму украинских кораблей — большой десантный корабль «Константин Ольшанский», который участвовал во многих миссиях ВМСУ, как, например, эвакуация украинских граждан из Ливии во время войны там.

В интервью Би-би-си командующий украинского военного флота Игорь Воронченко говорил, что, по его информации, оставшиеся в Крыму украинские корабли используются как доноры запчастей для российских судов.

Image caption Флагманом российского Черноморского флота является ракетный крейсер «Москва». На снимке он крайний слева

Сейчас в составе Черноморского флота России — ракетный крейсер первого ранга «Москва», шесть сторожевых кораблей второго ранга, которые также можно относить к классам больших противолодочных кораблей или фрегатов, семь дизель-электрических подлодок, более десятка ракетных катеров, семь корветов, а также большие десантные корабли, тральщики — всего более 30 единиц только боевых кораблей, не считая судов обеспечения.

При этом Россия продолжает строить и передавать Черноморскому флоту новые корабли. Последний из них — малый ракетный корабль проекта 21631 «Орехово-Зуево» был передан флоту в начале декабря, а его «близнец» «Вышний Волочек» — за полгода до этого.

Россия разместила на Крымском полуострове морскую авиацию, береговые ракетные комплексы, развернула там систему противовоздушной обороны. В Крыму регулярно проходят учения с боевыми стрельбами.

Немалым флотом в регионе располагает и пограничная служба ФСБ России — именно ее сторожевые корабли «Дон» и «Изумруд» участвовали в задержании украинской корабельной группы у Керченского пролива.

Image caption Последний из переданных российскому Черноморскому флоту кораблей — ракетный катер «Орехово-Зуево»

«Там создана комплексная система безопасности, как с точки зрения противовоздушной обороны, противокорабельной обороны и так далее. Это та ситуация, когда созданный потенциал лучше не трогать», — рассказал Би-би-си российский военный эксперт Константин Богданов.

Хватит одной ФСБ

Еще до того, как первые два бывших американских «патрульника» прибыли в Одессу, стало известно о намерении Киева получить от США еще четыре «Айленда». Это позволило бы ВМСУ сформировать в Одессе дивизион однотипных мореходных катеров (прообраз того самого «москитного флота»), а не приспособленные для действий в Черном море «Гюрзы» перегнать на Азовское море или на Дунай.

Как мы уже знаем, на текущей неделе посол Украины в США Владимир Ельченко подтвердил: да, согласно имеющимся договоренностям, американцы в 2020 году действительно передадут Украине еще несколько «Айлендов». Пусть не четыре, а три, но передадут!

Хорошо ли для ВМСУ получить 150-тонные б/у «Айленды» вместо 50-тонных «Гюрз» и 55-тонных «Кентавров»? Конечно, хорошо! Однако сразу всплывает несколько «но».

Ориентация ВМСУ на пополнение своего корабельного состава в ближнесрочной перспективе исключительно американскими катерными «подачками» — это очередное подтверждение недееспособности украинского ОПК. К тому же, это свидетельствует о том, что корабельный состав ВМСУ окончательно трансформируется в некий прибрежно-катерный дубликат Морской охраны Государственной пограничной службы Украины — символическое дополнение к двум бригадам морской пехоты, числящимся в составе ВМСУ.

Иными словами, флота у Украины нет и не предвидится. Даже «москитного», потому что ни одна из ракетоносных «Ланей» еще не заложена. Потому что «Нептун» пусть уже и летает, но так до сих пор ни во что не попадает. Потому что у «Нептуна» до сих пор нет работающей активной радиолокационной головки самонаведения. И до тех пор, пока она не появится, ВМСУ способны дать отпор потенциальному супостату исключительно посредством абордажа или артиллерии. Да и то — в прибрежной зоне. 

С учетом крайней «ушатанности» флагмана ВМСУ, фрегата «Гетман Сагайдачный», и неработоспособности в морских условиях боевых модулей речных бронекатеров, скорее всего в роли украинской корабельной артиллерии будут выступать те самые 25-мм «Два мимо — три мимо». Вот такая картина вырисовывается, если повнимательнее присмотреться к известию о том, что Украина ожидает еще три американских «Айленда».

Проще говоря, в чрезвычайной ситуации Черноморский флот РФ может с чистой совестью «сидеть дома», а для нейтрализации ВМСУ на Черном море с лихвой хватит сил одной Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Что, собственно, и произошло во время инцидента 25 ноября 2018 года в Керченском проливе. 

Напомним, что в распоряжении российских морских пограничников на Черном море имеются пограничные сторожевые корабли с 76-мм корабельными артустановками АК-176М и шестиствольными 30-мм артавтоматами АК-630М, способными разнести те же «Айленды» в щепки на расстоянии, далеко превосходящем дальность действенного огня 2М-3М. Что уж говорить, если в «игру», не дай бог, вступят основные силы ЧФ…

А ведь у России в Крыму имеется еще и мощная авиационная группировка, дополненная береговыми ракетными бригадами, которые «простреливают» Черное море чуть ли не до Стамбула.

В общем, на этом вопрос боевой ценности ВМСУ на Черном море можно считать закрытым — вне зависимости от количества «Айлендов», обещанных американцами украинцам.

Приваренная к причалу подлодка

Два больших десантных корабля проектов 775 и 1171. Первый — под контролем РФ, второй исключен из состава ВМСУ.

Один средний десантный корабль проекта 773 — в строю.


Один малый десантный корабль проекта 106К — списан.

Один десантный катер проекта 1176 — в строю.

Одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 690. Передана Украине в 1999 году. Разграблена, полузатоплена.

Одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Под названием «Запорожье» вошла в состав ВМСУ в 1997 году. Долго стояла без аккумуляторных батарей. По слухам, в какой-то момент лодку, во избежание затопления, пришлось приварить к причалу… При помощи российских специалистов «Запорожье» в первый раз под украинским флагом и своим ходом смогла выйти в море только 25 апреля 2012 года. С 2014 года подлодка — под контролем РФ.

Два больших гидрографических корабля проекта 861 — оба утилизированы.

Три малых гидрографических корабля проектов 870 и 871 — все три проданы.

Плавбаза проекта 1798 — утилизирована.

Морской транспорт вооружения проекта 1823 — утилизирован.

Большой морской танкер проекта 1559В — утилизирован.

И так далее, и тому подобное.

Украина: курс на деградацию

Вышеописанные военно-морские реалии стали закономерным итогом развития после 1991 года как российского, так и украинского ОПК. Оба оборонно-промышленных комплекса, когда-то представлявшие собой единое целое, после распада СССР в буквальном смысле вынуждены были учиться жить по-новому. 

Поскольку стартовые условия у отечественных оборонщиков оказались лучше, чем у их украинских визави, да и господдержка Россией собственного ОПК в конечном итоге оказалась более конструктивной, чем с этим обстояло дело на Украине, получилось то, что получилось. Россия строит на «Севмаше» серийно РПКСН 4-го поколения, а Украина… Украина на личном заводе своего президента серийно строит бронекатера, которые неплохо смотрелись бы где-нибудь в дельте Меконга во время войны во Вьетнаме, но в 2018 году с опаской выруливающие в Черное море. 

Нет, это вовсе не означает, что в России кораблестроительный комплекс работает без сучка и задоринки. Будь это так, не было бы срывов сроков постройки и ремонта кораблей наших ВМФ, да и президенту России Владимиру Путину не пришлось бы 17 мая в Сочи обсуждать с военными и представителями промышленности проблемы исполнения гособоронзаказа предприятиями ОСК. 

Ключевая разница в состоянии кораблестроения между российским и украинским ОПК заключается в том, что когда в России идут задержки с вводом в строй заложенных кораблей, на Украине дело даже до закладки полноценных боевых единиц морской зоны не доходит. По крайней мере, пока.

Разрыв отраслевых цепочек, утрата возможностей по кооперации с поставщиками комплектующих из других бывших республик СССР, в первую очередь из России, недофинансирование, потеря компетенций и подготовленных кадров, стремительное устаревание производственной базы, формирование и распределение гособоронзаказа в соответствии с пожеланиями частных лоббистов — все эти составляющие общей деградации украинского ОПК резко усилились после Евромайдана. 

А для «незалежной» ведь все так хорошо начиналось!.. При разделе советского наследства Украине достался мощнейший кораблестроительный комплекс в Николаеве, а также 137 боевых кораблей, катеров, вспомогательных судов и иных плавсредств из состава КЧФ. 

Конечно, не все единицы из этой армады находились в ходовом состоянии. Например, достраиваемый в Николаеве ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов», спешно переименованный новыми владельцами в «Украину», имел 75 % готовности. Тем не менее, факт есть факт — 137 вымпелов были переданы ВМСУ. 

О том, что последовало вслед за этим эпохальным событием, журналист телеканала «112 Украина» Богдан Пиленко снял в 2017 году документальный фильм «Морской бой». Исходя из названия, можно предположить, что картина повествует о некой славной победе ВМСУ. В реальности же фильм описывает процесс хронического недофинансирования украинских военно-морских сил, «удачно» дополненного масштабным разграблением и уничтожением корабельного состава ВМСУ, которые организовали как собственное командование, так и иные интересанты с украинским гражданством. 

Сам Пиленко в данном им интервью процесс погрома ВМСУ постарался описать по возможности политкорректно: 

Растянувшаяся во времени до самой «Крымской весны» деградация ВМСУ привела к тому, что летом 2014 года в распоряжении украинских моряков кораблей оказалось меньше, чем пальцев на руках. Да и численность личного состава ВМСУ после воссоединения Крыма с Россией тоже заметно уменьшилась — многие из тех, кто раньше присягал на верность жовто-блакитному прапору, предпочли остаться на полуострове, а то и вовсе перейти на службу в ВС РФ. 

Красочней всего жизненный путь военно-морских сил Украины можно описать тремя цитатами офицеров самих ВМСУ. 

Этап первый: «В целом у нас есть все, чтобы реализовывать любые проекты. Единственное препятствие — отсутствие денег». 

Этап второй: «Плох тот украинский офицер, который не мечтает стать российским контрактником». 

Этап третий: «Мы не морская держава, мы держава у моря». 


С этим читают