Откуда пришли наши предки: мифы и правда о древних славянах

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.


У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Восточные славяне: проблема этногенеза

Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.

Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.

Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность. Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена. А это сеяло раздробленность в зачатках государства.

Этногенез и расселение восточных славян зафиксированы в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает несколько племен, заселявших разные территории (например, поляне – Киев, ильменские славяне – близ одноименного озера и так далее). Интересно, откуда пошли такие названия.

  • Во-первых, от места проживания.
  • Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
  • В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.

Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.

Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.

Теории этногенеза восточных славян

Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:

  1. Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
  2. Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
  3. Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.

К единому мнению ученые и историки так и не пришли.

В заключение

Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов. Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть. Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.

Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств. А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность. И об этом, наверное, не стоит забывать.

Дробление русских земель- причины и последствия.

Причины раздробленности:

— Подъем экономики Киевской державы;

— Господство натурального хозяйства;

— Развитие феодальной собственности на землю, рост княжеско-боярского землевладения;


— Борьба за власть между князьями – междоусобицы;

— Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси;

— Рост городов как центров удельных земель.

Последствия раздробленности:

— Раздробление Руси не привело к ее упадку. Она переживала время дальнейшего развития и подъема хозяйственной и культурной жизни. Осваивались новые земли, строились новые города, которые становились крупными центрами ремесла, торговли и культуры. Более быстрыми темпами шел рост вотчинной собственности на землю.

— Но в то же время между князьями шла упорная борьба за первенство, за владение землями, городами, крестьянами. Это приводило к постоянным междоусобным войнам, которые ослабляли страну и мешали объединять все силы для отпора внешним врагам.

Причины раздробленности. Среди множества различных причин можно выделить 3 основные:

1. Стремление князей к самостоятельности. Особенно это относится к так называемым младшим князьям. Старшие князья, а к ним в ту эпоху относились Мономаховичи и Ольговичи (смотри лекцию «Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах,»), в своих интересах часто меняли места княжения для всех остальных князей. В результате князь за свою жизнь мог поправить в десяти, а то и больше княжествах.

Причем о его желании, как правило, никто не спрашивал. Такой князь чувствовал себя временщиком и не был уверен в завтрашнем дне. Далеко не всех устраивала такая полукочевая жизнь, многим хотелось осесть на одном месте и потом передать его по наследству своему потомству. В условиях же существования сильной центральной власти, как мы видим, это было сделать крайне сложно.

2. Недовольство княжеских дружинников постоянными переездами. Князь переезжал из города в город не один, а вместе со своей дружиной. Мы уже останавливались на том, что постепенно начинается формирование боярских вотчин, а при переезде землю с собой не заберешь. Конечно, на новом месте дружинник мог получить новый надел, и, как правило, его получал, но это тоже было временно. Как и в случае с князьями, дружинники хотели иметь вотчину, которую они бы передали по наследству своим детям. А для этого было необходимо осесть на одном месте.

3. Недовольство городов постоянной сменой князей. К XII веку города на Руси окрепли и начали претендовать на роль определенной политической силы. Князья-временщики, стремящиеся в силу своего статуса вытянуть с горожан максимум, их уже не устраивают. Горожанам хочется своего собственного князя, которого они прекрасно знают, и который не будет их чересчур обирать, т. к. ему в этом городе еще долго жить и править, а затем править его детям и внукам.

Конечно, русским городам того времени далеко до городов Западной Европы, многие из которых как раз в это время добились существенных льгот и привилегий, а некоторые из них и широкой автономии, но определенные успехи в этой области были достигнуты. Особенно это касалось Новгорода, о котором речь пойдет в одной из следующих лекций, но и другие города добились некоторых результатов.

Таблица по истории России: восточнославянские племена и места их расселения

Проект FOX-calculator подготовил для вас историческую таблицу, рассказывающую о восточнославянских племенах и местах их расселения.

Карта расселения восточных славян

Историческая таблица: восточнославянские племена

Восточнославянские племена и места их расселения
Племя кривичей Жили в верховьях реки Волги, Днепра и Западной двины. Основные города: Изборск, Полоцк, Смоленск
Племя вятичей Жили вдоль рек: Ока, Клязьма, Волга
Племя ильменских славян Жили вокруг озера Ильмень и в бассейнах рек Волхов, Мста. Основные города: Новгород и Ладога
Племя радимичей Расселялись по реке Сож
Племя древлян Расселялись по реке Припять. Главным городом была Искоростень.
Племя уличей Населяли Поднепровье, Побужье и берега Черного моря
Племя северян Расселялись вдоль среднего течения реки Днепр и на реке Десна. Главный центр – Чернигов.
Племя дреговичей Расселялись между реками Припять и Березина. Основной город: Туров
Племя полян Населяли берега реки Днепр. Главный город – Киев.

Видео-лекция по теме: восточнославянские племена

Восточнославянские племена

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Восточнославянские племена»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 4
    1.

    Место расселения племен кривичей?

    • Расселялись по реке Припять. Главным городом была Искоростень.

    • Жили в верховьях реки Волги, Днепра и Западной двины. Основные города: Изборск, Полоцк, Смоленск

    • Расселялись между реками Припять и Березина. Основной город: Туров

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4
    2.

    Место расселения племени древлян?

    • Расселялись по реке Припять. Главным городом была Искоростень.

    • Жили в верховьях реки Волги, Днепра и Западной двины. Основные города: Изборск, Полоцк, Смоленск

    • Населяли берега реки Днепр. Главный город – Киев.

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4
    3.

    Место расселения племени полян?

    • Жили вокруг озера Ильмень и в бассейнах рек Волхов, Мста. Основные города: Новгород и Ладога

    • Населяли Поднепровье, Побужье и берега Черного моря

    • Населяли берега реки Днепр. Главный город – Киев.

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4
    4.

    Место расселения племени северян?

    • Расселялись вдоль среднего течения реки Днепр и на реке Десна. Главный центр – Чернигов.

    • Расселялись по реке Сож

    • Жили в верховьях реки Волги, Днепра и Западной двины. Основные города: Изборск, Полоцк, Смоленск

    Правильно

    Неправильно

Письменность у славян

Появление в IX веке письменности у славян напрямую связано с тогдашними политическими процессами в больших европейских державах – Византии и Империи франков. Идея о создании специального алфавита, который поможет перевести на славянские языки основные христианские тексты, впервые появилась у Ростислава, князя Великой Моравии (современная Чехия).

Чехи отчаянно боролись с религиозной экспансией франков, и в 862 году Ростислав обратился за помощью к византийскому императору Михаилу III, чтобы в его стране появилась своя письменность, позволявшая обучать собственных священников. Михаил поручил это задание братьям Кириллу (он же Константин) и Мефодию, которые отправились в Моравию и создали глаголицу – первый славянский алфавит, в котором было 46 букв. С помощью нового алфавита они перевели церковные книги с греческого на славянский язык и заложили основы славянской письменности.


Один из «киевских листков» – фрагмент древнейшей сохранившейся славянской рукописи, написанной на глаголице, Х век

Чуть позже первоначальный алфавит был усовершенствован учеником Кирилла и Мефодия по имени Климент Охридский, который работал над переводом священных текстов в Болгарском царстве. Там он создал новый алфавит, который сегодня называется кириллицей и до сих пор используется во многих славянских языках.

Вопреки распространенному заблуждению, Кирилл и Мефодий никогда не посещали Древнюю Русь, где письменность распространилась более чем через 100 лет – во времена правления великого князя Владимира Красно Солнышко.

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Восточнославянские племена

Основная статья: Восточнославянские племена

  • Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан
  • Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
  • Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река
  • Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирской и запад Киевской области)
  • Дреговичи — район Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии
  • Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
  • Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
  • Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
  • Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
  • Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
  • Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
  • Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, селившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали истоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины

Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились южнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.


Северяне. В основном занимали территорию, прилегающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Примечания

  1. Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
  2. ↑ Буданова В. Великое переселение народов
  3. По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
  4. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503—504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2.
  5. там же
  6. стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України: в 10 т. — Київ: Наукова думка, 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X.
  7. Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
  8.  (недоступная ссылка). UkrHistory.com.ua. Дата обращения 29 июня 2018.
  9. См. статьи Этногенез славян, Германарих (о войнах готов с венедами), Витимир (о войнах готов с антами).
  10. Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
  11. В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“… И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“.»
  12. Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
  13. См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
  15. Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
  16. Там же
  17. Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
  18. ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  19. Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
  20. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  21. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
  22. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
  23. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
  24. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
  25. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
  26. См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники

Генезис и становление древнерусского государства.

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря. Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э. К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др.

Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1. Географические и климатические условия (большие слабонаселенные территорий, трудности сообщения между отдельными землями — реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2. Проживание на территории Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Основные теории образования Древнерусского государства:

1. «Норманнская теория», создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь»;

2. «Антинорманнская теория» (М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова «Русь», российские исследователи доказали, что племя «рось» существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.


С этим читают