Что такое юрьев день в истории?

Производственный кризис

Рабочих рук становилось по этой причине в наиболее населённой околомосковской части государства все меньше; добывать рабочую силу землевладельцам делалось всё труднее, и это не потому только, что много крестьян разбежалось, но вследствие того, что большинство тогдашнего крестьянства сидело крепко на месте, привязанное задолженностью землевладельцам. При таких обстоятельствах случалось, что у одного хозяина скоплялось задолжавших ему крестьян больше, чем для его хозяйства требовалось, другому же не хватало. Тогда, по нужде, крестьянский переход превратили в обычай своза крестьян. Обыкновенно владельцу, на земле которого сидело много задолжавших ему крестьян, другой хозяин, нуждавшийся в рабочих, предлагал уступить ему часть за выплату их долга. Случалось и так, что нуждавшиеся в крестьянах хозяева и просто подговаривали задолжавших другому владельцу крестьян бросить их хозяина и перейти к ним, причём брались уплатить их долг. Богатые землевладельцы держали даже особых отказчиков — людей, которые только тем и занимались, что ездили из села в село и подговаривали крестьян переходить на земли тех, кому отказчики служили. Если тот хозяин, у которого „отказывали» таким путём крестьян, сам нуждался в работниках, то дело доходило до драки и смертного убийства.


Откуда пошло выражение «вот тебе,бабушка,и юрьев день» и что оно означает?

Выражение пришло из времени средневековой Руси, когда крестьяне имели право, рассчитавшись с предыдущим помещиком, перейти к новому. По закону, изданному Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, а конкретно за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю, когда праздновался день Великомученика Георгия — покровителя земледельцев) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещен и произошло закрепление крестьян к земле. Тогда и родилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» как выражение огорчения из-за изменившихся обстоятельств. Святого Георгия в народе называли Егорием, поэтому в это же время возникло слово «объегорить», то есть обмануть, надуть.

Лена лазухина

В Юрьев день крепостные имели право переходить к другому хозяину ( от жестокого к более доброму) . Но при Фёдоре 1 этот закон отменили, и крепостные, которые так ждали этого дня, разочарованно жаловались «Вот тебе, бабушка, и Юрьев День».

Инженер-констриктор

Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX—XXI вв. ) — празднование Русской православной церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г. 26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский) , так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584-85), а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан) . (Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено) . Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при Федоре I).


Ольга виноградова

Поговорка эта имеет такое значение: в старину крестьяне имели право за неделю до Юрьева дня и в неделю после него свободно перейти от скупого и жестокого помещика к другому. Требовалось лишь рассчитаться «за пожилое» . Соборное уложение 1649 года закрепило крестьян за владельцами тех земель, на которых раньше они проживали вольно. Крепостное право продержалось два с половиной века, до 19 февраля 1861 года. «Мужик болит и сохнет по Юрьевом дне» . Как видим, Юрьев день был особо значим для представителей крестьянства.

О крестьянской кабале

Чем дольше заживался крестьянин на земле какого-либо одного помещика, тем тяжелее становилось ему рассчитаться с ним, а, следовательно, и уйти. Долг всё рос и становился,наконец, неоплатным. К концу XVI века громадное большинство русского крестьянства очутилось в таком положении — потеряло вследствие задолженности возможность уйти от одного землевладельца к другому, и крепко осело на той земле, к которой привязывал его долг землевладельцу. Имея право уйти от хозяина, когда хочет, крестьянин тех времён часто не может сделать этого, потому что не в состоянии рассчитаться с помещиком. Такие случаи были, конечно, не редки.

Но жить крепко на одних и тех же местах, за одним и тем же хозяином крестьянам было тяжело, во-первых, вследствие того, что плохая обработка земли способствовала частым неурожаям, во-вторых, благодаря постоянным войнам, которые вело в то время Московское государство, сильно увеличивались податные тягости; наконец, сами заимодавцы — хозяева земли — подчас круто обходились со своими должниками — крестьянами.

Иностранцы, посещавшие в то время Россию, единогласно говорят, что крестьянам Московского государства жить трудно, так как их имущество „не защищено от посягательств сильных», т.е. кредиторов-землевладельцев и сборщиков казённых платежей. Помещики и их приказчики и старосты, собирая с крестьян повинности, делали это с большой суровостью. Неисправных плательщиков морили голодом и „нещадно» били, отбирали за оброк то скот, то улья, то хмель. Но случалось, что с обедневшего крестьянина и взять было нечего — нет ни коровы, ни лошади, ни другой животины, а вместо хлеба в закромах на дворе стоит воз лебеды. „Мы на тех бедных деньги правили, — писал один тогдашний приказчик своему хозяину, — а они кричат: взять негде». Приходилось давать отсрочки таким беднякам, давать им снова взаймы и тем еще больше привязывать их к земле и лишать возможности уйти к другому помещику.


Тогда задолжавшие неоплатно помещикам крестьяне, не будучи в состоянии рассчитаться и уйти от хозяев, начинают бегать без расплаты. Московское государство сводило в то время счеты с давнишними притеснителями Руси — татарами. Завоевало Казань и Астрахань и довольно удачно отбивалось от крымцев. Падение татарских царств по Волге и постройка целой оборонительной линии городков-крепостей по южной степной границе открыли и обезопасили для заселения пустовавшие до того богатые земли заокского и нижневолжского чернозема. Туда и бежали крестьяне.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

«Урочные лета»

Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в правление Федора Ивановича, в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось «урочными летами». Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. «Урочные лета» распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под «заповедные лета». При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время крепостное право было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.


Итак, мы ответили на вопрос: «Что такое Юрьев день?». Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Символы в чуде о змие

Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над «древним змием», то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.


С этим читают