История христианства

Возникновение и развитие протестантизма

Основная статья: История протестантизма


Во всех христианских странах государи по своему произволу назначали и низлагали епископов и священников, но вскоре после раскола христианской церкви 1054 года, Григорий VII (папа римский) неожиданно провозгласил верховенство церковной власти над светской, и для доказательства своего права учредил Болонский университет, где скрупулёзному исследованию и христианскому толкованию подверглись многотомные «Дигесты» византийского императора Юстиниана. Подчинение папской власти всей феодально раздробленной западной Европы способствовало возникновению европейской науки в итальянских университетах, развитию технологий строительства грандиозных храмов и рыцарских замков, распространению огнестрельного оружия, книгопечатания, ренессансу в искусстве и великим географическим открытиям.

Однако «Борьба за инвеституру» и последовавшее беспрецедентное вмешательство церкви во все стороны жизни европейцев (Святая инквизиция) вызывало разнообразные протесты. Массовые злоупотребления священным саном послужили поводом для выступлений Мартина Лютера, Жана Кальвина, Генриха VIII и их сподвижников против римского папы. В Шмалькальденской войне ни протестантам, ни католикам, не удалось добиться полной победы, поэтому Аугсбургский религиозный мир закрепил сосуществование обеих религий. Благодаря распространению европейского колониализма на весь мир, даже самые отдалённые места земли стали доступны христианским проповедникам, имеющим разнообразные средства информации.

Однако многие основополагающие принципы возникшего буржуазного общества оказались чуждыми, и даже враждебными, первоначальным евангельским идеям. Свободомыслие, гуманизм, рационализм положили начало эпохи просвещения, расцерковления, антиклерикализма и полного атеизма.

Наиболее ожесточённая открытая борьба против христианства произошла в России в середине XX века (преследования от КПСС). В век глобализации христианство выступает против разврата, наркомании, жестокости, неуёмного обогащения, культа наслаждений.

Маккавеи

Блистательные подвиги Маккавеев, заставившие Сирию в 140 г. до н. э. признать полную политическую самостоятельность Иудеи, сделали хасмонеев полными духовными вождями ими освобождённого народа, который, не сознавая всемирно-исторических причин слабости Сирии, приписывал успехи Маккавеев безраздельно им самим и благоволению к ним Иеговы. Упоённые этими успехами, иудейские цари-первосвященники маккавейской (так назыв. хасмонейской) династии рвутся далее, освобождают правоверные иудейские города в Галилее и Перее, а затем завоёвывают и насильственно иудаизируют целые соседние области (Идумею на юге, Самарию и Галилею на севере, поморье от мыса Кармель до г. Рафии на Синайском перешейке). Понятно, каким страшным ударом для иудеев явилось после этого завоевание Иерусалима Помпеем и отдача всей страны в управление президу Сирии. Казалось, уже готовы были вновь наступить Давидовы времена — и вдруг опять «отнялся скипетр от Иуды».

Падение Константинополя в 1453 году

Продолжавшееся несколько столетий постепенное ослабление Византийской империи завершилось захватом Константинополя — её столицы турками-османами в 1453 году. Все православные страны оказались под игом мусульман: Великое княжество Московское до Стояние на реке Угре в 1480 году ещё оставалось одним из улусов Золотой орды.

Возвышение Русской церкви на православном востоке

См. также: История Русской церкви

Православная церковь в Северо-Восточной Руси на соборе своих епископов в 1448 году в Москве самостоятельно избрала своего предстоятеля, что де-факто (признано в 1589 году) стало началом независимого бытия Московской церкви (Киевская митрополия вплоть до половины XVII века оставалась в составе Константинопольского патриархата).

Московское государство в 1480 году добилось и полной независимости от монголо-татар. С 1547 года царство, с 1721 года Российская империя, русское государство в последующие три столетия поступательно расширяет свою территорию, одновременно расширяя пределы юрисдикции российской церкви.

Старообрядческий раскол

При внешнем благополучии, внутри Русской церкви и государства периодически возникают протестные движения (стригольники, ересь жидовствующих, народные восстания, смутное время, соляной бунт, и др.). Самым продолжительным можно признать старообрядческий раскол.

Оставшись единственным православным государством, Россия стала претендовать на роль лидера и духовного центра. Этому, по мнению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, мешали некоторые обрядовые расхождения с Греческой церковью, от которой получила своё начало Русская церковь. Однако не все в России приняли внесённые изменения. Противники отказались от общения, образовав раскол. В дальнейшем старообрядчество распалось на несколько течений: поповство, беглопоповство, беспоповство, Единоверие, и др.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Численность

Основная статья: Численность христиан

Процент христианского населения в странах мира

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд, в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн,
  • в Латинской Америке — около 543 млн,
  • в Северной Америке — 231 млн: США — 160—225 млн,
  • Канада — 25 млн,

в Азии — около 350 млн, в Африке — 475 млн, в Австралии и Океании — 24 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

католиков — около 1,2 млрд, в том числе: около 17 млн католиков восточных обрядов;

протестантов — по данным Британники около 412 млн (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Pew Research Center, включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн, в том числе:

  • 279 млн пятидесятников;

около 88 млн англикан; около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений; 70 млн методистов; 70 млн баптистов; 64 млн лютеран; 16 млн адвентистов седьмого дня; православных около 225 млн; приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70—80 млн, в том числе:

  • последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн.

Например

Православные священники, когда крестят ребенка, то погружают его в воду.

У католиков достаточно окропления.

Католики исповедуются в особых кабинках, которые называются исповедальни.

Исповедь у католиков. Фото Яндекс.Картинки.


Они, как правило, делаются из дерева и там кающийся преклоняет колена, а священник сидит сбоку за перегородкой со специальным окном, закрытым решеткой.

Православные священники исповедуют на глазах остальных прихожан, удаляясь от них на некоторое расстояние.

Исповедь у православных. Фото Яндекс.Картинки.

При этом исповедник встает перед аналоем с Евангелием и Распятием.

Священники Восточной церкви причащают детей с младенческого возраста.

Западные священники практикуют причастие только, когда ребенку исполняется 7-8 лет.

Католический священник дает обет безбрачия (целибат). Это значит, что он не может жениться.

В православии у батюшки есть матушка. А целибат обязателен только для епископов.

Католические священники, как правило, не носят бороды.

Православное духовенство, напротив, носит бороду.

Католики считают, что Бога оскорблять – это грех.


Православные полагают, что Бог бесстрастен и неизменен. В этом смысле его оскорбить невозможно. А тот, кто пытается оскорбить, тот наносит вред, в первую очередь, только себе.

Католики разработали учение об индульгенции. Это когда грешник, за особую плату и после покаяния, освобождается от греха. И ему на руки выдается особая грамота (индульгенция).

У православных такой практики сегодня нет. Хотя и существовала во времена Османской империи.

У католиков для причастия используется пресный хлеб.

Православные причащаются квасным хлебом.

И так можно продолжать еще долго.

Могут ли две ветви одного дерева, как иногда называют католиков и православных, объединиться. Вопрос не простой.

Ответить на него сегодня можно так:

Но, вместе с тем, католики и православные могут вполне сотрудничать и мирно сосуществовать.

I век

Основная статья: Зарождение христианства

Основная статья: Христианство и иудаизм

По мнению Краткой еврейской энциклопедии, «деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками — это часть истории еврейских сектантских движений конца периода Второго Храма» (фарисеев, саддукеев или ессеев и кумранской общины).

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), впоследствии названную Ветхим Заветом. С распространением христианства среди народов эллинистического Средиземноморья, широкое употребление получил её греческий перевод (Септуагинта). Постепенно начинает складываться и канон Нового Завета — второй, собственно христианской части Библии.

Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между оставшимися в прежней вере иудеями и первыми христианами. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I. «Пристрастное отношение и тенденция приписывать евреям ответственность за муки и смерть Иисуса выражены в разной степени в книгах Нового Завета, который, таким образом, благодаря своему религиозному авторитету стал первоисточником позднейшей христианской клеветы на иудаизм и богословского антисемитизма»

Христианская историческая наука в ряду гонений на ранних христиан, на основании Нового Завета и иных источников, рассматривает «гонение христиан от иудеев» как хронологически первое:

  • Первоначальное намерение Синедриона умертвить апостолов было сдержано его председателем — Гамалиилом (Деян. ).
  • Первый мученик Церкви архидиакон Стефан в 34 году был бит и казнён непосредственно иудеями (Деян. ).
  • Около 44 года Ирод Агриппа казнил Иакова Зеведеева, видя, что «это приятно иудеям» (Деян. ).
  • Такая же участь ожидала чудесно спасённого Петра (Деян. ).
  • Согласно церковному преданию, в 62 году толпой иудеев был сброшен с кровли дома Иаков брат Господень.

Архимандрит Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский) в своём многократно переиздававшемся труде так излагает данный этап истории Церкви: «Ненависть Иудейского правительства к Иисусу, возбуждённая обличением Фарисейского лицемерия, предсказанием о разрушении храма, несогласным с предрассудками характером Мессии, учением о Его единстве с Отцем, паче же всего завистию Священников, обратилась по Нем на Его последователей. В одной Палестине было три гонения, из коих каждое стоило жизни одному из знаменитейших мужей Христианства. В гонение Зилотов и Савла умерщвлен Стефан; в гонение Ирода Агриппы, Иаков Зеведеев; в гонение первосвященника Анана или Анны младшего, бывшее по смерти Феста, — Иаков брат Господень (Иос. Древ. XX. Eus. H.L. II, c. 23).»

Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.[источник не указан 2978 дней]

Вместе с этим, как считает профессор библеистики Михал Чайковский, молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете.

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи выделяют две рубежные даты:

66—70 годы: Первой иудейской войны, закончившиеся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса и указание на то, что отныне именно они стали истинными «сынами Завета».

около 80 года: внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

Православие на Руси

В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.

После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги.  Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.

Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.

Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».

Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.

По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.

Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.

Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.

Литература

Научная литература

  • Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 5.
  • Зелинский Ф. Ф., Мелиоранский Б. М. Христианство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М., 2003.
  • Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006.
  • Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).

Христианская литература

  • Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.
  • Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. — Рига, 1994.
  • Керн, архим. Киприан. Евхаристия. — Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.
  • Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. — Париж; Москва, 1996.
  • Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
  • Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
  • Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.
  • Флоровский, прот. Г. Византийские отцы 5-8 вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.
  • H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.
  • Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.

Критическая литература

  • Арнольд Готфрид. Беспристрастная история церквей и ересей от начала нового завета до 1688 г. после рождества Христова. — Франкфурт-на-Майне, 1729
  • Древс Артур. Происхождение христианства из гностицизма. — М., 1930

Примечания

  1. , с. 34.
  2. Формально, окончательное разделение происходит с «исключением христиан из синагогальной жизни после 70 г.» (С. С. Аверинцев, энцикл. статья «Христианство», София—Логос. Словарь, Киев, 2006, стр. 484). Проклятие еретикам (), принятое на Синедрионе в Ямнии около 90 г., возможно относится и к иудеохристианам. Однако интерпретация биркат ха-миним как «проклятия христианам» подвергается в последнее время серьёзной критике (см., например, Boyarin, D. ‘Justin Martyr Invents Judaism’, Church History, 70, 2001, pp. 427—461).
  3. Джеймс Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. — М.: ББИ, 1999.
  4. E.g., см. учебники: — * Протоиерей Александр Рудаков. История христианской православной Церкви. СПб., 1913, стр. 20 // § 12 «Гонение на христиан от Иудеев.» — * Н. Тальберг. История христианской Церкви. М., 1991, стр. 23 // «Гонения на Церковь со стороны иудеев.»
  5. Архимандрит Филарет. Начертание церковно-библейской истории. М., 1886, стр. 395.
  6. Лк.  и Мф. 
  7. Даты взяты из: Брюс М. Мецгер, Новый Завет: контекст, формирование, содержание. М., ББИ, 2006, стр. 196—197. Более подробную и несколько отличающуюся по предложенной датировке (как по годам, так и по точности датировки вплоть до месяцев и, в некоторых случаях, дней) хронологию см. в: Новый библейский словарь, Ч. 2, СПб.: Мирт, 2001, стр. 923—926. В частности, в качестве даты Пятидесятницы в этом издании предложено 24 мая 33 г.

Примечания

  1. Армстронг, 2020, с. 34.
  2. Формально, окончательное разделение происходит с «исключением христиан из синагогальной жизни после 70 г.» (С. С. Аверинцев, энцикл. статья «Христианство», София—Логос. Словарь , Киев, 2006, стр. 484). Проклятие еретикам (биркат ха-миним ), принятое на Синедрионе в Ямнии около 90 г., возможно относится и к иудеохристианам. Однако интерпретациябиркат ха-миним как «проклятия христианам» подвергается в последнее время серьёзной критике (см., например, Boyarin, D. ‘Justin Martyr Invents Judaism’,Church History , 70, 2001, pp. 427—461).
  3. Джеймс Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. — М.: ББИ, 1999.
  4. 123 Христианство // Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005. том 9, кол. 943—952
  5. E.g., см. учебники: — * Протоиерей Александр Рудаков. История христианской православной Церкви. СПб., 1913, стр. 20 // § 12 «Гонение на христиан от Иудеев.» — * Н. Тальберг.История христианской Церкви. М., 1991, стр. 23 // «Гонения на Церковь со стороны иудеев.»
  6. Апостол Иаков, брат Господень Православный Церковный календарь
  7. Архимандрит Филарет. Начертание церковно-библейской истории. М., 1886, стр. 395.
  8. «Грех антисемитизма» (1992), ксендз, проф. библеистики Михал Чайковский
  9. Лк. 13:34—35 и Мф. 23:37—39
  10. Даты взяты из: Брюс М. Мецгер, Новый Завет: контекст, формирование, содержание . М., ББИ, 2006, стр. 196—197. Более подробную и несколько отличающуюся по предложенной датировке (как по годам, так и по точности датировки вплоть до месяцев и, в некоторых случаях, дней) хронологию см. в: Новый библейский словарь, Ч. 2, СПб.: Мирт, 2001, стр. 923—926. В частности, в качестве даты Пятидесятницы в этом издании предложено 24 мая 33 г.

Маккавеи

Блистательные подвиги Маккавеев, заставившие Сирию в 140 г. до н. э. признать полную политическую самостоятельность Иудеи, сделали хасмонеев полными духовными вождями ими освобождённого народа, который, не сознавая всемирно-исторических причин слабости Сирии, приписывал успехи Маккавеев безраздельно им самим и благоволению к ним Иеговы. Упоённые этими успехами, иудейские цари-первосвященники маккавейской (так назыв. хасмонейской) династии рвутся далее, освобождают правоверные иудейские города в Галилее и Перее, а затем завоёвывают и насильственно иудаизируют целые соседние области (Идумею на юге, Самарию и Галилею на севере, поморье от мыса Кармель до г. Рафии на Синайском перешейке). Понятно, каким страшным ударом для иудеев явилось после этого завоевание Иерусалима Помпеем и отдача всей страны в управление президу Сирии. Казалось, уже готовы были вновь наступить Давидовы времена — и вдруг опять «отнялся скипетр от Иуды».


С этим читают