Вучетич, евгений викторович

МУКИ РОЖДЕНИЯ

ЛИЦО И ТЕЛО ЖЕНЫ, А РУКИ – МУСКУЛИСТОГО ДЯДЬКИ

Битва за невероятный проект шла в самых высоких кабинетах.

 

Творчество — это всегда поиск. Свои идеи он сначала рисовал. Вот один из эскизов к мемориальному комплексу на Мамаевом кургане. Фото: Пересъемка/Светлана Камека.

ИДЕЯ ИЗ ЛУВРА

— По одной из версий, идею памятника в Волгограде Вучетич также обсуждал непосредственно со Сталиным.

— Маловероятно. Дед виделся с ним всего несколько раз, причем не лично, а вместе с другими скульпторами на приемах. Да и разговоры о мемориале начались уже после смерти вождя. История интересная. Дело в том, что идею монумента пробивать первым начал именно дед и даже предлагал свой проект. Власти мысль одобрили, но объявили всесоюзный конкурс, в котором мог участвовать любой — от академика до колхозного сторожа. Дед участвовал на общих основаниях. Письма шли мешками. От некоторых предложений волосы вставали дыбом. Представьте, например, чудовищных размеров «пирамиду Хеопса», из которой торчат огромные автоматы ППШ.

— Щедра народная фантазия. В итоге победил проект Вучетича?

— Но это был совсем не тот вариант, который мы знаем сегодня. Дед изначально предложил композицию из двух фигур: женщина со снопом и знаменем в руках, а перед ней стоит, преклонив колено, солдат, ее сын, и отдает матери меч. Некое продолжение монумента в Трептов-парке. Памятник виделся богатым — камень, бронза. Начали строить.

— Однако так и не построили?

— Запротестовали скульпторы, работавшие вместе с дедом. «Ну сам подумай, Евгений Викторович, — доказывали они. — Сталинград — сражение переломное, все правильно. Но до Победы еще 2,5 года кровавых сражений, а у нас сын уже приходит домой. Не вяжется». Дед внял аргументам. Он вообще ценил чужое мнение.

Где-то в течение года идея новой «Родины-матери» обретала форму. Сначала появилась небольшая скульптура примерно 1,5 метра в высоту, которая у нас сохранилась. Лицо у нее другое, но в целом уже угадываются очертания. Мне кажется, на такое решение темы повлияла знаменитая статуя Ники Самофракийской, которую дед видел в Лувре.

— Новый проект всем понравился?

— Какой там! Началась Сталинградская битва уже для самого Вучетича по переутверждению проекта.

 

Думаете, это греческая статуя? Но нет. Это тоже набросок «Родины-матери». Пока еще без рук и головы. Идею Вучетичу навеяла знаменитая скульптура Ники Самофракийской, которую он видел в Лувре. Фото: Светлана Камека.

БОЛЬШЕ, НО ДЕШЕВЛЕ

Для Хрущева, боровшегося с культом личности, Сталинград был темой не самой приятной. Ведь сталинградская заваруха, едва не поставившая страну на грань катастрофы, началась с обвала Юго-Западного фронта, который возглавляли Тимошенко и Хрущев.

Сталин звонит из Москвы узнать, как дела. Хрущев отвечает: все нормально. И буквально на следующий день армия Паулюса прорывает оборону, войска фронта оказываются в котле и немцы беспрепятственно устремляются к Сталинграду. Когда Хрущева вызвали к Сталину, он думал, что тот прикажет его расстрелять. «Ты знаешь, Никита, как поступали римские полководцы, проигравшие сражение? — спросил Сталин. — Посыпали себе голову пеплом, — и вытряхнул содержимое своей трубки на голову Хрущева. — Иди, Никита…» Унизил, но не расстрелял. Так по крайней мере рассказывают историки, ссылаясь на архивы.

— С новым проектом все шло непросто. — продолжает внук. — Дед ходил словно по кругам Дантова ада. Даже получил инфаркт, но добился своего. В том числе за счет снижения сметы. «Родина-мать» — первая в мире скульптура из железобетона. Она стала больше, но дешевле. И власти согласились.

— Есть версия, что фигуру он лепил со знаменитой в то время Нины Думбадзе, двукратной чемпионки Европы и призера Олимпиады в метании диска.

 

Рядом — самый первый, 1,5-метровый прототип (он до сих пор стоит в доме Вучетича) будущего легендарного монумента. Похожа, но еще не то. Фото: Светлана Камека.

— Только как один из рабочих вариантов. Ту же фигуру, что стоит на Мамаевом кургане, он лепил со своей жены Веры Покровской. Лицо тоже ее. С руками любопытная история. Вера Владимировна на деда целый день ворчала, ей страшно надоело позировать с поднятой рукой. И пошла спать. Утром входит в мастерскую — ба: стоит полуобнаженный мускулистый дядька, подняв в руке меч, а Вучетич работает. Так что руки у скульптуры скорее мужские.

— На Мамаевом кургане есть еще одна потрясающая скульптура — «Стоять насмерть». Советский пехотинец будто врос в землю. И лицом сильно похож на маршала Чуйкова?

— Вот именно — похожий. Дед дружил с маршалом. Тот часто бывал у нас. Глаза, лоб, прическа у памятника действительно Чуйкова. А вот мощная нижняя челюсть — одного художника-фронтовика. Дед стремился воплотить образ несгибаемого защитника Сталинграда. Он не делал памятник Чуйкову.

Семья

  • Вторая жена — искусствовед Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус), автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ

    Приёмный сын — искусствовед Игорь Евгеньевич Светлов.


    .
  • Третья жена — Вера Владимировна Вучетич (урождённая Покровская, род. 1922).

Имел двоих сыновей от первого брака: Виктор Евгеньевич Вучетич (1935—?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать – учительница, француженка по происхождению, отец – инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой – из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Семья

  • Вторая жена — искусствовед Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус), автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ

    Приёмный сын — искусствовед Игорь Евгеньевич Светлов.

    .
  • Третья жена — Вера Владимировна Вучетич (урождённая Покровская, род. 1922).

Имел двоих сыновей от первого брака: Виктор Евгеньевич Вучетич (1935—?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».

↑ Биография Е. В. Вучетича

Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.

Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.

С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.

Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.

С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.

Тематика

Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.

Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.

НА ВЕКА

ВОСЕМЬ ИНФАРКТОВ «В НАГРАДУ»

Изваяние росло в размерах постепенно — создатель очень тщательно подходил к масштабированию и работе с материалом. В саду московского особняка Вучетича на Тимирязевской стоит еще одна голова, но уже в гипсе и в несколько раз больше. Ее видно даже с дороги. Прохожие, сталкивающиеся с ней впервые, вздрагивают от неожиданности. А рядом одна из первых копий из железобетона в несколько метров высотой. Почти окончательный вариант монумента, только еще маленький. На Мамаевом кургане финальная версия взметнется ввысь с мечом в руке почти на сотню метров. Фото: Светлана Камека.

Скульптор шокировал Брежнева, сделав за час бюст Ленина.

— Как в Нью-Йорке оказалась другая знаменитая его скульптура — «Перекуем мечи на орала»?

— В качестве подарка от СССР. Саму идею он обсуждал с высшим духовенством Русской православной церкви. Мотив из пророка Исайи о грядущем веке, когда все будут жить в мире, а орудия убийства превратятся в орудия труда. Тема увлекла деда. Позировал ему олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Он поначалу отказывался, мол, мне тренироваться надо, а тут стоишь часами в одной позе, время только тратишь впустую. Но спорить с дедом было бесполезно. В 1955 году широко отмечался десятилетний юбилей ООН. Все страны отправлял художественные подарки. Марк Шагал, например, подарил свои замечательные витражи, они и сейчас находятся в штаб-квартире ООН. А Хрущев привез в подарок «Перекуем мечи на орала».

— Поразительно все-таки: как много всего он успел сделать.

— Одна из причин — он умел работать быстро. Однажды Брежнев попросил его сделать бюст Ленина для его подмосковной резиденции. Дед взял с собой молодого талантливого обрубщика, тот сделал заготовку. А дед уже открыл Ильичу глаза, рот обозначил, уши и т.д. Брежнев через час возвращается, а Ленин готов. Он был в полном восхищении: «Евгений Викторович, у вас талант действительно от Бога. Ну теперь давайте выпьем…» Хотя в жизни дед почти не пил. Работал очень много. И мало спал. Часа два поспит — опять за дело.

— Режим не самый полезный.

— Так он и умер молодым — в 64 года. Восемь инфарктов. Жизнь у него была нелегкая в этом смысле. Ругался. Доказывал. Боролся за проекты. Плюс — фронтовая контузия. Из-за нее он сильно заикался, часто разговор превращался в тяжелый затяжной кашель, поэтому практически не сохранились его интервью. Зато его гениальные работы, верю, простоят века.

Ключевые слова: ВучетичскульпторРодина матьскульптурафигурапамятник

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота – восемьдесят семь метров, а масса – восемь тысяч тонн.


Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это — аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки — дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Исчезнувший горельеф

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» находится в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ и считается одним из самых интересных экспонатов.

Площадь горельефа — 90 квадратных метров, на нем изображено более 1500 человек. Много споров вызывала глубина рельефа. Говорили, что она составляет от двух до шести метров, хотя на самом деле всего 62 сантиметра.

Призванный превознести славу народа-победителя под предводительством Сталина, после смерти вождя горельеф стал идеологически неуместным. Вскоре после повторного открытия выставки в 1954 году произведение признали стилистически устаревшим. В конце 1960-х годов его перестали экспонировать, а в 1990-е годы и вовсе зашили фанерой. Несмотря на то что знатоки и историки ВДНХ знали о существовании горельефа, его открытие во время реставрации в 2014 году стало настоящим событием. Сейчас восстановительные работы в павильоне продолжаются.

«Железный» Феликс: памятник Дзержинскому

Идея создания памятника Феликсу Дзержинскому появилась в середине 1930-х годов, когда на Лубянской площади организовали круговое движение транспорта. Конкурс объявили в 1940 году. Среди участников была и знаменитая Вера Мухина. Победителем стала Сарра Лебедева, но реализации ее проекта помешала Великая Отечественная война. В конце 1950-х годов памятник создали Евгений Вучетич и архитектор Григорий Захаров.

Бронзовый памятник открыли в 1958 году. Его установили перед зданием Комитета госбезопасности СССР на площади Дзержинского (сейчас — Лубянская площадь). Памятник располагался на том месте, где прежде бил водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (работа скульптора Ивана Витали).

Фонтан демонтировали в 1934 году во время строительства метро и переместили во внутренний двор Александрийского дворца Нескучного сада (сейчас там размещается президиум Российской академии наук). Фонтан существует до сих пор, но не работает.

Памятник основателю ВЧК простоял перед зданием КГБ более 30 лет. В начале 1990-х годов его демонтировали и перевезли в парк искусств «Музеон», где он находится и сейчас. За художественную ценность монумент признан объектом культурного наследия.

Биография

Е. В. Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе. Отец Виктор Вячеславович Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером в Вооружённых силах Юга России, затем жил в Ростове-на-Дону. Мать Анна Александровна Вучетич (урождённая Датченко, 1890—1965) имела французские корни. С самого раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступил в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В —1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (1937) за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (работа 1936 года).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра имени М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич ушёл добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика[источник не указан 769 дней]. К концу 1942 года имел звание капитана. В 1942 году при штурме города Любань был контужен[источник не указан 769 дней]. После излечения, в марте 1943 года, был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М. Б. Грекова в Москве, где работал до 1960 года. Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона. В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздал важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко имели значение героического символа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 204/80 от 06.08.1946 года капитан интендантской службы Е. В. Вучетич был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Однако несмотря на послевоенное награждение, есть серьёзное сомнение в получении Вучетичем воинского звания «капитан». Вот как эпизод несостоявшегося позора разоблачения описывает его пасынок, историк искусств Игорь Евгеньевич Светлов:

В октябре 1948 Вучетич был назначен главным скульптором ВСХВ.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянёмся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Е. В. Вучетич умер 12 апреля 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле скульптора установлена уменьшенная копия созданного им монумента «Скорбящая мать», являющегося частью памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде.

Семья[править | править код]

  • Вторая жена — искусствовед Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус), автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ

    Приёмный сын — искусствовед Игорь Евгеньевич Светлов.

    .
  • Третья жена — Вера Владимировна Вучетич (урождённая Покровская, род. 1922).

Имел двоих сыновей от первого брака: Виктор Евгеньевич Вучетич (1935—?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».

Институт благородных девиц и бюст Михаила Фрунзе

Другая знаменитая работа скульптора — бюст Михаила Фрунзе, еще одного политического деятеля времен Советского Союза, второго комиссара по военным и морским делам. Вместе с Вучетичем над этим произведением тоже работал Григорий Захаров.

Скульптуру установили на площади Коммуны (сейчас — Суворовская площадь) перед главным входом в Центральный дом Советской армии имени М.В. Фрунзе в 1960 году. Михаил Фрунзе представлен в расстегнутой форме и без головного убора. Бюст входит в список объектов культурного наследия регионального значения.

Здание, перед которым установлен монумент, тоже имеет историческую ценность, поскольку оно является центральным корпусом бывшего Екатерининского института, признанным объектом культурного наследия федерального значения. В XVIII веке здесь располагалась загородная усадьба графа Салтыкова. Затем, после смены нескольких хозяев, император Александр I передал его училищу ордена Святой Екатерины — Екатерининскому институту благородных девиц, одному из первых женских учебных заведений в России. После революции здание передали Красной армии. Здесь проводили концерты, вели образовательную и научную работу, устраивали встречи, читали лекции. Сегодня здание по-прежнему считается главным военным учреждением культуры и методическим центром действующей армии.

ГЕРОЙ И ПРОТОТИП

КОМУ – БЕССМЕРТИЕ, КОМУ – ПИАР

 

Голову скульптор сначала вырезал из дерева. В ней уже угадываются знакомые черты. Фото: Светлана Камека.

Памятник в Германии немцы реставрировали за свой счет.

— Как вообще складывались его отношения с властью?

— В общем и целом, можно сказать, хорошо. Правда, разоблачение культа личности едва не аукнулось деду. Антисталинский процесс шел тогда по всем фронтам. Устроили даже специальное заседание Академии художеств, на котором как бы разоблачались деятели искусств, активно работавшие во времена Отца народов. Среди них и мой дед. Но повезло, он проскочил это «чистилище» и остался востребованным.

— Доносы на него писали?

— А как же. Парадокс, но в этом был и добрый знак. Значит, твой талант действительно чего-то стоит, раз у тебя столько завистников. На бездарей не писали, кому они нужны.

— У этого таланта есть бесспорные подтверждения: мемориал в берлинском Трептов-парке, архитектурно-монументальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде с грандиозной фигурой «Родина-мать зовет!».

— Начать, пожалуй, стоит с Трептов-парка, это будет правильно хронологически. Прототипом величественной фигуры советского воина-освободителя стал старший сержант Николай Масалов. Во время уличных боев в Берлине он, рискуя жизнь, спас немецкую девочку из-под огня эсэсовцев, до того убивших ее мать.

— Однако позировал скульптору не Масалов, а совсем другой солдат — Иван Одарченко, служивший в берлинской комендатуре. Якобы его Вучетич заприметил на праздновании Дня физкультурника в 1947 году.

— На самом деле натурщик был не один. Дед был очень хорошо знаком с тогдашним комендантом Берлина генерал-майором Александром Котиковым, и ему для работы могли предоставить любого солдата. Но именно Одарченко в итоге оказался самым подходящим по фактуре. Ребенка на руках солдата дед лепил с дочки генерала Котикова. Кстати, сам Одарченко, как сейчас говорят, потом сделал себе хороший пиар. После войны он не раз ездил в Германию, давал интервью местным газетам. В общем, дед и его прославил. Кстати, в первоначальном варианте памятника у солдата был автомат. Но когда проект показали Сталину, тот предложил заменить его мечом.

— Как сейчас сами немцы относятся к монументу?

— В 2007 году они сделали его реставрацию за свой счет. Так что нормально относятся.

Молодость

Евгений Вучетич – скульптор образованный и просвещенный. В согласии со своим призванием, в возрасте восемнадцати лет он поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Чиненов и Мухин. Они первые рассмотрели в одаренном студенте задатки будущего монументалиста, они первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Благодаря этим наставникам Вучетич начал творить легко и с увлечением. Он не довольствовался лишь работой по школьной программе. Часто талантливый молодой человек посещал учителей на дому, оттачивая свое мастерство, улучшая технику и сноровку.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Описание

Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и… центральной частью триптиха — «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков — меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл — фронту» был завершён уже после его смерти.

Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента — предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?

Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:

… и вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.

Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:

Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:

Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал… со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.


Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.

Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.

А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.

Общая высота статуи — 85 метров, вес — больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента — 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии — 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.

Военные портреты

Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других. В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев

Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других

В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.

К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.

Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

Примечания

  1. Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища. М.: Пропилеи, 1995.
  2. Вучетич, Евгений Викторович // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  3. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения 28 декабря 2015.
  4. 25 октября 1948 года Совет Министров СССР постановил возобновить работу ВСХВ с 1950 года. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ А. Ф. Жуков, на должность главного скульптора был приглашён Вучетич, который, в свою очередь, пригласил скульптора А. В. Пекарева стать своим заместителем
  5. . www.m-necropol.ru. Дата обращения 11 мая 2019.
  6. Евгений Волокитин. . Вести.ru (22 июня 2013).
  7. Колесов Владимир, Ершова Лариса. Фильм «Страницы Сталинградской битвы» и его авторы // «Реквием» : Российский ритуально-духовный журнал. — Санкт-Петербург: Издательство Александра Сазанова, 2014. — № 4 (105). — С. 4—14.
  8. ↑ (Видео). Вести. Волгорад. Россия 1 (21 июня 2013).
  9. ↑ . Всё для Вас — Волгоград (16 июля 2013).
  10.  (недоступная ссылка). www.welcomevolgograd.com. Дата обращения 13 февраля 2016.

С этим читают