«есть доказательства»: минюст включил фбк в список иноагентов

Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:

«Я сомневаюсь, что лично Путин принимал решение, но его поставили в известность, безусловно. Кто заинтересован в таком решении? Люди, которые отвечают за выборы, потому что Навальный и его фонд влияют на результаты выборов и влияют весьма ощутимо. Понятно, что все это подготовка к большим федеральным выборам 2021 года. Это попытка заткнуть рот ФБК и Навальному с тем, чтобы выборы прошли без влияния внесистемной оппозиции.


Навальный занимается расследованиями, он может проводить экзитполы, исследования, организовывать «умное голосование», с креативностью у него все в порядке. Я полагаю, что данное решение — это реакция на активность Навального и ФБК последних месяцев, на результаты выборов в Москве. Это давление на внесистемную оппозицию, которое началось в виде исков, когда их пытались разорить, от метро, ресторана «Армения», и вот вишенка на торте — включение в список иностранных агентов.

Это не только ограничение возможностей, но и часть пропаганды, благодаря которой обыватель должен поверить, что Навальный финансируется из-за рубежа.

Можно попытаться это обойти: создать новые структуры, ведь не так бренд ФБК ценен, как ценен бренд «Навальный». С точки зрения присутствия в соцсетях вряд ли что-то поменяется.

Описание закона 121 об иностранных агентах

Федеральный закон об иностранных агентах 121 ФЗ принят Госдумой 13 июля 2012. В силу документ вступил через полгода после своего официального опубликования. Полное название Федерального закона – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Положения закона предусматривают определение понятия иностранного агента, а также ведение реестра для учета соответствующих некоммерческих организаций. Определяется порядок оформления таких формирований и контроль над их деятельностью. Законом предусматривается уголовная ответственность за действия, посягающие на личность и права граждан. Не допускается и уклонение от предписаний.

Основные положения

ФЗ 121 не подразделяется на главы, его предписания направлены на внесение изменений в иные законодательные акты. Основные положения Закона об иностранных агентах следует рассматривать постатейно.

Статья 1 ФЗ 121 вносит изменения в ФЗ 82 «Об общественных организациях». Поправки касаются следующих дополнений:

  • в шестую часть статьи 21 добавлен пункт 9, регулирующий подачу заявления о включении формирования в реестр некоммерческих организаций, функционирующих в роли иностранных агентов;
  • в статье 29 изменена редакция восьмого абзаца первой части и добавлена часть 6 об условиях и порядке включения общественного объединения в реестр НКО;
  • в ст 38 скорректирована формулировка части 3 и добавлена ч 4 о контроле над доходами общественных объединений.

Статья 2 Федерального закона 121 вносит изменения в ФЗ 7 «О некоммерческих организациях». Поправки корректируют редакцию ряда положений, а также вносят следующие дополнения:

  • в ст 1 добавлены пункты 6 и 7 о том, что действия данного закона не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, а также на объединения работодателей, зарегистрированных в надлежащем порядке;
  • ст 2 дополнена п 6, дающим определение некоммерческой организации, учитываемой в качестве иностранного агента;
  • в ст 13.1 в п 5 добавлен подпункт 9, касающийся заявления о включении НКО в реестр иностранных агентов, добавлен п 10 о ведении соответствующего учета;
  • п 1 ст 24 дополнен абзацем с предписанием о том, что все материалы, публикуемые и издаваемые соответствующей некоммерческой организацией должны содержать информацию об ее принадлежности к иностранным агентам.

Наиболее обширные изменения коснулись статьи 32 ФЗ 7. По ним скорректированы формулировки нескольких пунктов, определенные положения изложены в новой редакции, введены новые предписания. Основное назначение поправок – регулирование деятельности иностранных агентов, их отчетности и подведомственности.

Статья 3 ФЗ 121 вносит изменения в Уголовный кодекс РФ. В новой редакции изложена статья 239 о создании некоммерческих организаций, посягающих на личность и права граждан. В главу 32 добавлена статья 330.1 о злостном уклонении иностранных агентов от исполнения предписаний, предусмотренных законодательством РФ.

Статья 4 Закона об иностранных агентах вносит изменения в ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По ним статья 6 данного закона дополнена пунктом 1.2 об установлении контроля над финансовыми операциями, сумма которых превышает 200 тыс. рублей.

Статья 5 ФЗ 121 вносит изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В подпункте «а» п 1 части 2 после цифр «328,» добавляются «330.1». Аналогичные поправки коснулись части 5 – цифры «229.1» дополнились цифрами «239».

Статья 6 ФЗ 121 определяет порядок вступления в силу данного правового акта. По ней все указанные поправки начали действовать спустя 6 месяцев со дня официального опубликования данного документа.

Отчеты иностранных некоммерческих организаций

Фильтры поиска позволяют ограничить представляемые на экране записи только теми, которые удовлетворяют значениям фильтров. Укажите значения фильтров и нажмите кнопку «Новый поиск»

Фильтр поиска
Наименование ИНКО:  Вид отчета: ЛюбойСП0001СП0002СП0003
Орг.-правовая форма:  любаяАвтономная некоммерческая организацияАдвокатские палаты субъектов РФАдвокатское бюроАссоциация крестьянских (фермерских) хозяйствАссоциация экономического развитияГосударственная корпорацияГосударственно-общественное объединениеИные некоммерческие организацииКазачье обществоКоллегия адвокатовНационально-культурная автономияНегосударственный пенсионный фондНекоммерческий фондНекоммерческое партнерствоНотариальная палатаОбщественная организацияОбщественно-государственное общественное объединениеОбщественное движениеОбщественное учреждениеОбщественный фондОбщина малочисленных народовОбъединение работодателейОбъединения адвокатовОбъединения (союз, ассоциация) юридических лицОрган общественной самодеятельностиПолитическая партияПрофессиональный союзРелигиозная организацияСадоводческие, огороднические, дачные и иные некоммерческие товариществаСадоводческое, огородническое, дачное некоммерческое объединениеСадоводческое, огородническое, дачное некоммерческое партнерствоСовет муниципальных образованийСоюз (ассоциация) общественных объединенийТерриториальное общественное самоуправлениеТоварищество собственников жильяТоргово-промышленная палатаУчреждение Регион:  Агинский Бурятский автономный округАлтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская автономная областьЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская область — КузбассКировская областьКоми-Пермяцкий автономный округКорякский автономный округКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМинистерство юстицииМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий автономный округНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика Адыгея (Адыгея)Республика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия — АланияРеспублика Татарстан (Татарстан)Республика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский автономный округ – ЮграЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский автономный округЭвенкийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЯрославская область
Учетный номер:  ОГРН:  Год публикации c:  200920102011201220132014201520162017201820192020 по:  200920102011201220132014201520162017201820192020

Для указания количества записей, выводимых на страницу, выберите число в правой верхней части формы. Для изменения порядка представления записей на странице нажмите на заголовок колонки, по которой требуется упорядочить записи. Для просмотра записей, не попавших на текущую страницу, воспользуйтесь кнопками навигации в нижней части формы. Для просмотра отчета нажмите на иконку для соответствующей записи.

Отчеты
Найдено записей: 0   
Выводить по: 10 20 50 100 500
Наименование ИНКО
Учетный номер
ОГРН
Форма
Вид отчета
Период

Маркировка и блокировка

Новый закон также обяжет иностранные СМИ, которые были признаны агентами, регистрировать российские юридические лица. Уже к этим юрлицам будут применяться нормы закона об НКО-иностранных агентах. Сделать это СМИ-агенты должны в течение одного месяца с момента внесения их в реестр. Те СМИ, которые были признаны агентами до принятия нового закона, должны будут также создать российские юрлица в течение месяца после вступления его в силу.


Если эти юрлица не будут исполнять закон, им будет запрещено работать в России. Сайты таких СМИ будут заблокированы.

СМИ-агенты должны будут указывать на всех своих материалах, в том числе в соцсетях, что они созданы иностранным агентом. Российские СМИ, если они захотят перепечатать материал издания, признанного агентом, должны будут указывать, что этот материал создан иностранным агентом.

Кроме того, новый закон обяжет пользователей соцсетей, если они будут публиковать материалы СМИ, признанных иностранными агентами, указывать это. Иначе Роскомнадзор потребует удалить посты. Впрочем, напрямую в законе это обязательство для пользователей соцсетей не прописано. Однако именно так его толкуют авторы документа — вице-спикер Толстой и глава комитета по информационным технологиям Леонид Левин.

В тексте законопроекта говорится лишь о том, что маркировать материалы при перепечатке иностранных агентов должны российские СМИ, в том числе в интернете. В какой форме это будет делаться, определит минюст.

Поскольку физические лица будут приравниваться к СМИ, на них будут распространяться штрафы, предусмотренные для СМИ-агентов. Законопроект, вводящий эти штрафы, ещё не принят.

Согласно этому законопроекту первое нарушение закона об иностранных агентах будет наказываться штрафом от 10 тысяч рублей для физических лиц до 500 тысяч рублей — для юридических. Повторное нарушение повлечет за собой штраф в размере 50 тысяч рублей для граждан, 100 тысяч рублей — для должностных лиц и 1 млн рублей — для юридических лиц.

Основные положения Закона о иностранных агентах

Сам Закон не имеет разделений на главы, в нем содержится всего лишь шесть статей, которые влекут за собой некоторые поправки в другие законодательные акты.

Рассмотрим каждую статью по отдельности:

В ней расписана процедура подачи заявок от организаций, которые подпадают под нормы Закона. И на основании такого заявления, организация должна быть внесена в список действующих иностранных агентов. Также, согласно этой статье, все подобные организации должны строго отчитываться о любых финансовых поступления, источниках дохода и их распределении Контролировать финансовые поступления, а также расходы возложены на исполнительную власть, которую наделили полномочиями проводить контролирующие мероприятия таких организаций.

Закон разрешает сделать исключение для религиозных организаций, для государственных корпораций и компаний, для торгово-промышленной палаты и объединений предпринимателей. Но, исключения возможны только в случае, если такие организации официально зарегистрированы в соответствующих органах Также Закон дополнили расширенным определением понятия – иностранный агент Содержит указ, что обязует НКО, которая подпадает под понятие «иностранный агент» подать заявление в соответствующие органы для регистрации НКО как иностранного агента Внесено предписание, согласно которому, все организации обязаны ежегодно пройти аудит бухгалтерских операций, проводимых некоммерческой организацией. Появились в статье и требования к разделению расходов на иностранные поступления и поступления из других источников. Законом также обязали предоставлять отчетность о деятельности такой организации и лицах занимающих руководящие должности.

Статья No3

Прописанные нормы этого закона напрямую несут изменения в УК РФ. В 239 статье должны быть внесены изменения, и теперь статья содержит определения деятельности некоммерческой организации, которая посягает на права и личности граждан Российской Федерации. И, конечно же, статья предусматривает наказание за нарушение данного закона.

Статья No4

Данной статье были внесены изменения в закон No115-ФЗ о противодействии терразиту и отмыванию доходов. Закон предусматривает надзор за любыми финансовыми операциями, сумма которых выше 200 тыс.руб.

Статья No6

Заключительные положения, а именно в статье прописаны сроки вступления в силу данного закона, после внесения всех поправок. Закон набирает в силу через шесть месяцев после его опубликования.

«Пожертвования зарубежных фондов»

Также в Следственный комитет обращались с просьбой проверить учредителей ФБК Навального и Волкова. Так, журналист Сергей Соколов считает, что руководители фонда скрыли информацию о судьбе средств, поступивших на криптосчета во время избирательной кампании 2018 года. Из копии заявления, имеющегося в распоряжении RT, следует, что речь идёт о возможном присвоении 41 млн 300 тыс. рублей.

Также по теме Криптокампания: СК просят проверить биткоин-кошельки Навального и Волкова Следственный комитет России просят проверить учредителей Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального и Леонида Волкова на…

«Своих обещаний отчитаться перед общественностью оппозиционеры не выполнили, — объяснил Соколов RT. — В финансовом отчёте ФБК за 2018 год, опубликованном Алексеем Навальным, средства, поступившие на официальный биткоин-кошелёк, не обозначены, а между тем в этот период на криптовалютный счёт пришло более 106 млн рублей спонсорских средств ($1,6 млн)».

Стоит отметить, что в отчёте ФБК, на который ссылается Соколов, не обозначено, какие средства поступили на криптосчета, а какие — на банковские. Впрочем, эти средства собирались на избирательную кампанию Навального, к которой ФБК формально не имел отношения. На сайте «Навальный 20!8» говорится о 91,2 млн рублей, полученных в форме криптовалюты. Однако и там нет финансовой отчётности об операциях с криптовалютой.

RT проанализировал поступление средств на биткоин-кошельки, куда переводились деньги на избирательную кампанию Навального во время президентских выборов 2018 года. Так, в период с 14 декабря 2016 года туда неоднократно поступали крупные суммы — в пересчёте на рубли речь идёт о транзакциях на сумму 450—600 тыс. Всего с 8 декабря 2016 года по 3 июля 2019 года на один из счетов было зачислено 618 биткоинов, что с учётом плавающего курса составляло порядка 180—200 млн рублей.


Эти средства в дальнейшем выводились со счёта. Примечательно, что при выводе крупные транши зачем-то разбивались на десятки других анонимных кошельков.

По мнению Соколова, который проанализировал все 1714 переводов, подавляющее большинство (94%) — это крупные транзакции, вероятно, от западных фондов.

RT проверил, с каких счетов поступали эти деньги, и выяснил, что крупные суммы поступали от одних и тех же отправителей.

* Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 09.10.2019.

Кто может стать иноагентом

В законопроекте, в частности, прописано, что иностранными агентами могут быть признаны физические и юридические лица, которые распространяют материалы иностранных СМИ, признанных иностранными агентами. Уточняется, что статус иноагента могут получить физические и юридические лица, получающие деньги либо иное имущество от иностранных государств, их госорганов или от иностранных СМИ-иноагентов.

Реестр иностранных СМИ-иноагентов, согласно закону, ведет Минюст РФ. Этот же орган по согласованию с МИД РФ будет принимать решение о последующем включении в реестр иностранных СМИ, признанных иноагентами, а также физических лиц или юрлиц, выполняющих функции иноагента.

Законопроект предусматривает, что организация, которая признана иностранным СМИ-иноагентом, будет обязана в течение месяца со дня признания создать на территории России юрлицо. Это юрлицо будет включено в специальный реестр Минюста РФ и будет обязано ежеквартально отчитываться о своей работе и о своих доходах.

Иностранные агенты смогут писать в Интернете (в том числе в блоге и соцсетях) только с определенной Минюстом РФ специальной пометкой о своем статусе. Если соответствующей пометки не будет, либо иноагент откажется вставать на учет, его блог или страница будут заблокированы Роскомнадзором.

Сегодня в реестр СМИ — иностранных агентов включены девять изданий: «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», «Idel.Реалии», «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода» (Azatliq Radiosi), «Сибирь.Реалии» и «Фактограф».

Кто такие иностранные агенты, и какие законы в отношении них действуют в России, а также в других странах, представлено в инфографике Федерального агентства новостей.

В каком случае НКО попадает в список

Попадание в соответствующий список не является преимуществом для НКО, а, напротив, несет за собой наложение дополнительных обязанностей. В этой связи закон четко ограничил те из них, которые могут быть внесены в перечень.

Так, чтобы организацию признали иностранным агентом, необходимо соблюдение двух условий:

Иностранное финансирование

Важно наличие поступлений денежных средств из зарубежа. При этом не имеет значения источник финансирования

Так, это могут быть: правительственные органы иностранных государств; зарубежные некоммерческие организации; кредитные учреждения; частные лица. Следует отметить, что для внесения НКО в рассматриваемый список не имеет значения и объем иностранного финансирования в общей доли поступаемых денежных средств. Важен лишь сам факт его наличия.

Ведение политической деятельности. Данное определение является довольно размытым. Так, зачастую в учредительных документах организаций нет указания на то, что ее члены планируют заниматься политической деятельностью. Однако нередко по факту именно так и происходит. Ниже следует перечислить несколько признаков, по которым можно определить, насколько политизирована деятельность той или иной НКО:

  • формирование определенного политического мнения у граждан РФ;
  • агитация и пропаганда тех или иных взглядов;
  • поддержка политических деятелей;
  • организация и участие в активных формах политических действий (в том числе в митингах или пикетах);
  • открытое обсуждение действий органов государственной власти РФ с использованием публичных инструментов.

В силу размытого понимания того, что следует понимать под политической деятельностью, со стороны контролирующих органов нередко поступают необоснованные требования о включении в реестр тех НКО, которые по факту не обладают признаками иностранного агента.

Основные положения 121 ФЗ

Федеральный закон № 121 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» структурно не дифференцируется по главам. Его директивы описывают интеграцию поправок в другие законодательные акты. Тезисы документа, которому посвящена данная статья, нужно анализировать постатейно.

Ст. 1 – оформление корректировок в ФЗ № 82 «Об общественных организациях», в частности:

  • Ч. 6 п. 9 ст. 21 – новый пункт, в котором приведен регламент представления заявления с прошением о внесении учреждения в опись НКО, имеющих статус зарубежного представителя;
  • Ст. 29 – дописана часть шестая, содержащая данные о процедуре интеграции подобного учреждения в реестр НКО. Также был отредактирован абзац 8 ч. 1 актуальной статьи;
  • Ст. 38 – дополнена отредактированной формулировкой ч. 3. Также в тексте появилась часть четвертая, оформляющая процесс контролирования доходов, поступающих в бюджет и на счета общественных организаций.

Ст. 2 – отражает суть изменений в Федеральном законе номер 7 «О некоммерческих организациях»:

  • Ст. 1 ФЗ № 7 – расширена за счет внедрения пунктов 6 – 7. Их содержание отражает ареал действия закона, распространяющегося на учреждения государственного порядка и муниципалитетов и созданные работодателями формирования, если те зарегистрированы с учетом исполнения необходимых требований;
  • П. 2 ст. 6 – подробное определение НКО, имеющей статус зарубежного представителя;
  • Подпункт 9 п. 5 ст. 13.1 – информация о составе заявления, которое подается для внесения НКО в список иностранных агентов. В статью вписан пункт десятый, характеризующий процесс составления учета по вышеописанной процедуре;
  • Пункт первый ст. 24 – увеличен за счет абзаца, несущего предписание о публикациях НКО, в содержание которых должны быть внесены данные об ее статусе иностранного агента;
  • Ст. 32 – была пересмотрена фактически полностью. Внесенные корректировки и изменения большинства пунктов статьи предлагают более конкретное изложение касательно регламента деятельности зарубежных представителей, а также порядка, по которому они представляют отчет о своей активности.

Ст. 3 – изменения в УК РФ. В деталях отображена ст. 239 о формировании НКО, замеченных в посягательстве на свободы и правовые прерогативы граждан. Глава номер 32 дополнена ст. 330.1, заключающей положение о недобросовестном поведении иностранных агентов, уклоняющихся от директив, составляющих систему права РФ.

Ст. 4 – новая редакция закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а точнее – ст. 6. В нее добавили п. 1.2, уточняющий размер сумм проводимых НКО операций с финансами (свыше двухсот тысяч руб.) и обосновывающий необходимость надзора над ними.

Ст. 5 – поправки в УПК РФ. Данные изменения являются незначительными и касаются внедрения небольших корректировок в имеющиеся в тексте цифры.

Ст. 6 – служит описанием принципов обретения настоящим документом юридической силы.

Скачать действующую редакцию закона об иностранных агентах

Закон № 121 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» заключает в себе важные сведения для граждан РФ или зарубежных резидентов, занятых в работе, связанной с формированиями некоммерческого характера. Скачать его последнюю редакцию можно по этой ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (800) 333-78-83

Это значит, что теперь нельзя сотрудничать с иностранными изданиями?

Главы комитета по информационной политике, один из авторов поправок, Леонид Левин сказал во вторник, что не все сотрудники СМИ, которые признаны иностранными агентами, автоматически попадут в новый реестр после принятия закона.

«Эти меры будут носить только зеркальный характер. Если против российских журналистов за рубежом не будут предпринимать никаких шагов, то и никакого ответа не последует», — утверждает он.

Теоретически в список иностранных агентов могут попасть и российские журналисты, которые, например, пишут колонки или готовят отдельные материалы для иностранных изданий. «Но мы рассчитываем, что это не закон прямого действия. Сводить счеты с российскими журналистами, которые публикуют материалы в зарубежных изданиях, никто не собирается», — сказал Левин.

Однако теоретически законопроект позволяет это сделать. Согласно его тексту, признать «иностранным агентом» могут даже людей, которые ничего не пишут и не снимают сами, но распространяют материалы СМИ, уже признанных иноагентами.

Кроме того, агентом человек может оказаться и в случае, если хоть как-то участвует в подготовке материалов иноагентов и получает за это плату либо от самих изданий, либо просто из-за рубежа — например, если он снимает или пишет за гонорар.

За все это по задумке депутатов человек может попасть в специальный реестр. Какие-либо исключения для колумнистов, блогеров и других внештатных авторов СМИ в законе не прописаны.

Если человек признан иностранным агентом, он должен учредить юридическое лицо, которое в свою очередь обязано исполнять нормы закона об иноагентах и регулярно отчитываться о финансировании в минюст. Также ему придется во всех своих материалах указывать, что он признан «иностранным агентом».

По словам Левина, жизнь человека, который окажется в реестре иностранных агентов, «никак не изменится». «Уже минюст в подзаконных актах будет определять, какую дополнительную информацию он будет предоставлять. Думаю, что здесь за основу возьмут основной закон об иностранных агентах», — пояснил депутат.


С этим читают