Запорожская сечь в повести тарас бульба гоголя

Непокорные русины

Ещё в XIII столетии судьба северо-восточных и юго-западных княжеств некогда единого Древнерусского государства складывалась совершенно по-разному.


Северо-восточные земли, куда ещё в XII веке начал смещаться экономический и политический центр Руси, оказались в даннической зависимости от Золотой Орды, но при этом они решительно противостояли попыткам экспансии со стороны католической Европы. На юго-западе центр из Киева сместился в Галицию. Её князья пытались лавировать между Западом и Востоком. Они присягали на верность ордынским ханам и фактически одновременно принимали корону из рук папы римского.

Также по теме Малый народ и многовековая история: почему в Киеве отрицают этническую самобытность русинов 170 лет назад была образована первая политическая организация галицких русинов — Головна руска рада. Сегодня среди учёных и политиков…

Однако внешнеполитические метания Галиции были непродолжительными. Уже в XIV веке западная ветвь династии Рюриковичей пресеклась и большую часть земель юго-западной Руси захватила Литва. Но учитывая то, что местные русские (в то время — русины) находились на более высоком уровне культурного и социально-экономического развития, чем литовская элита, представители западного государства не стали пытаться ассимилировать славян, а даровали им достаточно широкие права. Более того, знатные литовцы стали массово учить русский язык и принимать православную веру.

Наблюдая за тем, как стремительно крепнет Москва, литовские князья опасались, что российские Рюриковичи рано или поздно вспомнят о своих династических юго-западных землях. В конце XIV столетия литовский князь Ягайло сделал попытку предотвратить возможный конфликт и договориться с Дмитрием Донским, попросив руки его дочери и пообещав признать верховную власть Москвы над всей Литвой. Однако своего слова Ягайло не сдержал — год спустя он женился на польской принцессе Ядвиге и заключил Кревскую унию с Польшей.

  • Ян Матейко «Люблинская уния» (1869 г.)

Свободный межгосударственный союз между Литвой и Польшей существовал почти два столетия, пока в 1569 году Великое княжество Литовское, находясь под угрозой военного поражения от России, не подписало с Польшей Люблинскую унию о создании единого государства Речи Посполитой, главенствующую роль в котором играла польская элита. Бывшие юго-западные княжества Руси были напрямую переподчинены Кракову.

Также по теме

Генная модификация: как украинцы отказываются от своей принадлежности к славянам Украинские власти обошли вниманием День дружбы и единства славян, который отмечается 25 июня. Информация о празднике отсутствует в…. Поляки оказались по отношению к русинам совсем не так лояльны, как литовцы

Местное население подверглось жестокому закрепощению. В 1596 году, после того как была подписана Брестская уния, согласно которой местные церковные приходы переподчинялись Риму, православие оказалось фактически под запретом, что возмутило русское население

Поляки оказались по отношению к русинам совсем не так лояльны, как литовцы. Местное население подверглось жестокому закрепощению. В 1596 году, после того как была подписана Брестская уния, согласно которой местные церковные приходы переподчинялись Риму, православие оказалось фактически под запретом, что возмутило русское население.

По свидетельствам историков, русинов подвергали жестоким притеснениям. Как писал украинский учёный Дмитрий Яворницкий, поляки заставляли православных работать на себя по шесть дней в неделю, непокорным рубили головы или пытали.

Главными защитниками русского православного населения в Речи Посполитой стали запорожские казаки.

Происхождение казачества на сегодняшний день доподлинно не установлено. Однако известно, что в 1550-е годы находившийся на службе у Ивана Грозного литовско-русский дворянин Дмитрий Вишневецкий основал в районе днепровских порогов крепость, ставшую первой Запорожской Сечью. Вокруг Сечей со временем возникло и Войско Запорожское, оформившееся в единую военно-политическую систему.

  • Дмитрий Вишневецкий

Запорожцы формально признали власть польского короля, но в ответ на притеснения православных русинов со стороны шляхты, магнатов и католической церкви регулярно поднимали восстания, которые заканчивались то поражениями казаков и жестокими казнями, то мелкими уступками со стороны властей Речи Посполитой.

Запорожские казаки пишут султану. Марш казаков

Это отдельная тема для разговоров. Существует предание, что султан (глава турок-османов Мехмед IV) прислал запорожским казакам письмо с требованиями подчинения и не нападения на его подданных. В ответ вольнолюбивые, храбрые и гордые казаки написали ответное письмо, в котором изложили свои взгляды лично на султана и на его требования. Художественное изображение «Запорожские казаки пишут письмо султану» представлено ниже.

Исторически именно таких писем не было. Но это не подделка, а творческое воспроизведение возможного диалога турецких властей и запорожцев. Враги врагами, а общаться как-то надо было. Вполне возможно, что такого рода письма султану запорожские казаки отправляли забавы ради, на отдыхе между опасными и частыми походами. Но писали они правду о том, что будут биться за свою землю до последней капли крови и последнего глотка воздуха.

Также на отдыхе они под хорошую выпивку пели песни. Лихие и стремительные про смертельные схватки, тягучие про жизнь, любовные. Несомненно, был у них и свой марш запорожских казаков. Об этом есть некоторые упоминания в документах. Современная версия марша запорожских казаков уже в советское время написана слепым бандуристом Адамцевичем и позднее оранжирована с учетом реальной запорожской сечевой песни об атаманах Дорошенко и Сагайдачном. Музыка действительно затрагивает самые потаенные душевные струны, поэтому она неоднократно запрещалась в СССР.

История

Заселение этой территории началось со времен палеолита, о чём свидетельствует стоянка «Мира», обнаруженная в 1995 году на правом берегу Днепра в окрестностях села Каневское Запорожского района. Возле Запорожья исследовано семь поселений периода позднего палеолита, а также около 100 памятников эпохи бронзы. Из захоронений катакомбной культуры в дмитровском кургане № 6 и в марьевском погребении «Тягунова Могила» известны находки повозок с сохранившимися колёсами возрастом ок. 5 тыс. лет.

С VII века до н. э. Северным Причерноморьем владели скифы, а их столицей, как считается, было большое Каменское городище.

В IV веке эти земли захватили гунны, в VI веке — авары, в VIII веке — хазары. В урочище Макартет возле села Покровское обнаружено жертвенное место алано-гуннского времени (IV—V вв.). Комплекс гуннского времени из урочища Макартет показал поразительное сходство обряда с Вознесенским археологическим комплексом в Запорожье несмотря на значительную хронологическую разницу. В урочище Канцирка на правом берегу Днепра около села Фёдоровка в конце VII века начинает функционировать гончарный центр. Вознесенский археологический комплекс датируется концом VII — началом VIII века.

После того как в 969 году князь Святослав Игоревич разбил Хазарский каганат, на смену им пришли племена печенегов.

С XI века приазовские земли находились под властью половцев. В начале XII века русские князья разбили войска половцев на берегах реки Молочной. Второй четвертью — серединой XIII века датируется Чингульский курган — половецкое (кыпчакское) погребение. В июне 1223 года произошла битва на Калке, русско-половецкое войско было разбито, часть населения приазовских степей попала под влияние Золотой Орды и Крымского ханства, земли получили название Дикое поле. В конце XV века возникло казачество, и в 1552 году на острове Малая Хортица Дмитрием Вишневецким был основан городок, ставший прообразом последующих Запорожских Сечей, очагов казацкого войска и украинской государственности.

В ходе русско-турецких войн XVIII века и ликвидации Крымского ханства территории Запорожской области вошли в состав Новороссийской, а затем Екатеринославской и Таврической губерний.

Промышленное развитие региона началось в первой половине XIX века, когда возникли мануфактуры по переработке сельскохозяйственного сырья.

Внешность

Какой может быть запорожский казак без усов и чуба? Однако были и такие, так как это знак зрелости. Носить его имел право только взрослый казак. Вопреки распространенному мнению о том, что ежедневной одеждой запорожского казака были жупан, шальвары и чоботы из сафьяна, запорожцы одевались не только скромно, сколько подчеркнуто бедно. Нередки были случаи, когда казаки, освежевав и очистив коз, заворачивались в них, надев на ноги опорки из свиной кожи. В походах практически все носили удобные кожаные куртки.

На праздники можно было и принарядиться, одевшись в полученную в счет своей доли из добычи одежду — в расшитые и богато выглядевшие рубаху, кафтан, шаровары, жупан, мягкие сапожки и высокие смушковые шапки. Особый шик придавали запорожским казакам карманные часы, которые к середине XVIII века были практически у каждого.

Долгий путь к единству

«На момент первого обращения Хмельницкого к царю Россию охватила серия городских восстаний. Поэтому российским властям в тот момент было не до казаков. Кроме того, Москва ещё видела в Польше союзника, с которым можно было вместе защищать свои южные рубежи, а перспективы восстания Хмельницкого были не совсем понятны. Поэтому запорожцы в тот раз не получили от царя согласия на перевод отношений на новый уровень», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

Впрочем, одновременно Хмельницкий писал и королю Речи Посполитой, которому объяснял, что казаки выступили не против него лично, а против беззакония со стороны польских магнатов и шляхты. Однако эти доводы услышаны не были.

Также по теме Во имя, а не вопреки: в России и Европе предлагают создать Содружество славянских стран Российские и европейские общественные движения предлагают создать Содружество славянских государств — международную организацию,…

В сентябре против повстанцев было брошено войско, состоявшее из ополчения и наёмников, но оно потерпело поражение в сражении под Пилявцами. Поляки в панике бежали. Хмельницкий осадил Львов и Замостье, но, понимая, что силы его армии на исходе, ограничился контрибуциями и отступил.


В декабре гетман торжественно вступил в Киев. Вскоре к нему прибыло польское посольство. Однако поляки не были готовы идти на серьёзные уступки, к тому же в Европе завершилась Тридцатилетняя война, и Речь Посполитая могла теперь прибегнуть к услугам множества наёмников.

Летом 1649 года польская армия снова попыталась перейти в наступление, но её остановили казаки. В результате в августе польская корона согласилась создать казацкую автономию с центром в Чигирине во главе с выборным гетманом. Однако для шляхты это стало жестоким оскорблением, и в 1651 году против Хмельницкого было брошено новое войско, действовавшее более успешно, чем предыдущие. Казаки вынуждены были заключить перемирие на невыгодных для себя условиях, но год спустя разорвали его и сами атаковали Польшу.

В 1653 году, после очередной челобитной в адрес русского царя, Москва решилась всё-таки откликнуться на просьбу Хмельницкого.

  • Михаил Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951 г.)

1 октября 1653 года Земский собор принял решение удовлетворить просьбу Богдана Хмельницкого и Войска Запорожского. И уже через три месяца, в январе 1654-го, казаки принесли присягу царю на Переяславской раде. Впрочем, путь к окончательному воссоединению Малороссии с Россией оказался тернистым. Москву ждала измена части казацкой старшины и десятилетия войны с Польшей. В результате в XVII веке воссоединилось с Россией только Левобережье Днепра. Правобережье вернулось под власть российских царей лишь в конце XVIII столетия, а Западная Украина так и не стала частью Российской империи, присоединившись только в 1939 году к Советскому Союзу.

Чем занимались казаки вне войны

Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.

Что делали казаки Вывод: До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики. Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.

https://youtube.com/watch?v=PH3GFdMv_FI

Запорожская Сечь со своими традициями

Сочинение на тему Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь читать бесплатно

Запорожская Сечь: её нравы и обычаи

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

www.sdamna5.ru

Общая информация

В современном обществе остро стоит проблема — какова должна быть система демократического управления? Настоящая ли она в данном обществе или является псевдодемократией. Всеми объективными исследователями отмечается существование своеобразного, но подлинно демократического начала в управлении Запорожской Сечи. Выборность атамана от «шалашного» до «сечевого», принятие важнейших решений сообща («кругом», сечевым советом и так далее), возможность свободно высказываться, выражая одобрение (неодобрение) методом акламации – проявлением неформальных реакций (шум, свист, рукоплескания, восторг, недовольство и тому подобные действия и жесты). При этом наличествует как гражданская самодисциплина, так и жесточайшая военная (во время походов).

Происхождение этноса «запорожские казаки» — тема дискуссионная. Все сходятся во мнении, что будущие казаки, ища для себя привольную жизнь, являются выходцами (пассионариями) из:

  • Кочевых народов Золотой Орды.
  • Центральной России.
  • Вечевой республики вятских ушкуйников.
  • Крестьян окраины.

Скорее, наличествует влияние всех этих факторов. Важнее то, что получилось после активных процессов по смешению, выбору основ стиля жизни и действий. А на выходе на днепровских порогах сформировалось очень своеобразное, но жизнеспособное протогосударство.

Несмотря на то, что при самом зарождении запорожского казачества в нем имелись представители разных религий, утвердилась одна – православие. Правда, оно было очень своеобразным, так сказать, облегченного толка. Посты не соблюдались не только во время походов (что естественно), но и между ними. Для доказательства исповедуемой веры при принятии в казачество достаточно было правильно перекреститься. При этом запорожские казаки (история их происхождения будет описана далее) делали богатые вклады в монастыри, в том числе и в Святой Афон (при паломничестве туда).

Физико-географическая характеристика

Для Запорожской области характерен равнинный ландшафт, расположена в основном на Приднепровской низменности, которая на юге переходит в Причерноморскую, юго-восточную часть занимает Приазовская возвышенность. Вдоль побережья Азовского моря простираются длинные узкие песчаные косы, намытые морем.

На территории Запорожской области протекает 109 рек, самая большая из которых — Днепр, являющаяся важной транспортной артерией Украины, обеспечивающей промышленность области, на ней построен ряд водохранилищ.

Условно Запорожская область делится на три природно-сельскохозяйственные зоны — зону степи (50,8 % территории), степную засушливую (34,8 %), и сухостепную (14,4 %) зоны. Почвы преимущественно Чернозёмные. Также здесь находятся значительные запасы гранитов, а также железной и марганцевой руд.


Климат умеренно-континентальный, характеризуется чётко выраженной засушливостью. Среднегодовые температуры: летняя + 22 °С, зимняя — 4,5 °С. В году в среднем 225 солнечных дней, уровень осадков составляет 448 мм.

Интересные факты о запорожской сечи

  • Хортицкая
  • Томаковская
  • Базавлуцкая
  • Никитинская
  • Чертомлыцкая
  • Каменская
  • Алёшковская
  • Подпольненская

Какие обычаи и порядки там царили?

  • убийство казаком другого казака;
  • драка в нетрезвом состоянии;
  • любое, даже мелкое, воровство;
  • воровство внутри Сечи;
  • дезертирство;
  • грабёж местного населения;
  • За убийство одного казака другим, была предусмотрена жесточайшая казнь — его закапывали заживо вместе с убитым. Но, самым страшным преступлением считалось воровство внутри Сечи. Даже самая незначительная кража каралась казнью.
  • Для принятия в Сечь мужчина должен был быть свободным, неженатым, говорить по-украински, исповедовать православие (или креститься в православную веру). После принятия в казаки он должен был пройти военную подготовку, которая длилась около семи лет.
  • Особо важный атрибут внешности запорожского казака — длинный чуб оселедец. Отращивали его лишь опытные и закаленные в боях запорожцы. Смысл в него закладывали сакральный: матерый казак в результате своих похождений был слишком грешен, и ада ему было не избежать. Согласно легенде, лишь за длинный чуб милостивый Бог мог вытащить его из адских котлов.
  • Знаменитое письмо, написанное казаками турецкому султану Мехмеду IV, содержало порядка двух с половиной десятков грубых оскорблений. Отказывая султану на требование прекратить нападения, запорожцы переиначили все его многочисленные титулы, превратив их в издевательские оскорбления, сопровождаемые отвлеченными нецензурными высказываниями.
  • Казаки в Запорожской Сечи, помимо множества иных самоназваний, назывались«лыцарство». А постигнуть войсковые порядки в Сечи означало выучиться«сечевому рыцарству»
  • Украинское казачество как термин появилось только в историографии XX века. Во времена существования Сечи казаков этих мест называли либо днепровскими, либо запорожскими.
  • Не только украинцы составляли основу населения Сечи. Здесь было немало русских, поляков, белорусов. Иногда, на условиях приверженности православию, туда попадали даже татары, турки, армяне и литвины.
  • Хотя запорожские казаки и были глубоко религиозными православными верующими, почетом здесь пользовались химородники, также называемые характерниками. Это были, самые что ни на есть, казацкие колдуны. Они, как правило, занимались лекарством и психологией, считалось так же что они обладали ясновидением. По дошедшим до нас легендам они могли проходить сквозь стены и превращаться в животных.

Административно-территориальное устройство

Административный центр Запорожской области — город Запорожье.

Число административных единиц, советов и населённых пунктов области:

  • районов — 20;
  • районов в городах — 7;
  • населённых пунктов — 955, в том числе:
    • сельских — 918;
    • городских — 37, в том числе:
      • поселков городского типа — 23;
      • городов областного значения — 5;
      • городов районного значения — 9;
  • сельских советов — 263.

Районы

Запорожская область с границами районов

  • Акимовский район
  • Бердянский район
  • Бильмакский район (до 2016 — Куйбышевский)
  • Васильевский район
  • Великобелозёрский район
  • Весёловский район
  • Вольнянский район
  • Гуляйпольский район
  • Запорожский район
  • Каменско-Днепровский район
  • Мелитопольский район
  • Михайловский район
  • Новониколаевский район
  • Ореховский район
  • Пологовский район
  • Приазовский район
  • Приморский район
  • Розовский район
  • Токмакский район
  • Черниговский район

Города

Города областного значения
  • Бердянск
  • Запорожье
  • Мелитополь
  • Токмак
  • Энергодар
Города районного значения
  • Васильевка
  • Вольнянск
  • Гуляйполе
  • Днепрорудное
  • Каменка-Днепровская
  • Молочанск
  • Орехов
  • Пологи
  • Приморск

Населённые пункты с количеством жителей свыше 7 тысяч

Населённые пункты с количеством жителей свыше 7 тысяч по состоянию на 1 января 2015 года
Запорожье ▼762,0 Васильевка ▼13,8
Мелитополь ▼156,5 Каменка-Днепровская ▼13,3
Бердянск ▼115,1 Михайловка ▼12,4
Энергодар ▼54,5 Приморск ▼12,1
Токмак ▼32,5 Константиновка ▼12,1
Пологи ▼19,7 Акимовка ▲11,9
Днепрорудное ▼19,2 Весёлое ▼10,0
Вольнянск ▼15,7 Кушугум ▼8,2
Орехов ▼15,1 Бильмак ▼7,2
Гуляйполе ▼14,1

Органы власти

Здание областной администрации и областного совета

Согласно конституции, законодательная власть принадлежит Запорожскому областному совету, а исполнительная власть — главе области (губернатору), который является председателем областной государственной администрации), областной государственной администрации и иным органам исполнительной власти. Все эти властные структуры находятся в Запорожье. Главу области назначает Президент Украины. Судебная власть осуществляется общими судами, административным судом и арбитражными (хозяйственными) судами.

С 2015 года председателем Запорожского областного совета является Григорий Самардак.

Начало

В XIV-XV веках упоминание о казаках имеется только в документах Крымского ханства.

Запорожская Сечь формировалась в своем первоначальном виде на протяжении столетия, а то и двух (в XIV-XVI веках). Тема о казацких лагерях на реке Днепр за порогами затрагивается впервые в отчете о путешествии по королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому от 1489 г., а уже в первой трети XVI века ведется речь о Запорожской Сечи, как об организованной силе, совершающей не набеги, а военные походы.

В отличие от реестрового казачества, запорожцы полякам никогда не служили. Свидетельства о едином флаге с Михаилом Архангелом на красном фоне стали появляться только в XVII веке. До этого у каждого подразделения было собственное знамя.

Уже в XVII веке территорию Запорожья частой сеткой покрывали различного размера поселения казаков и посполитых крестьян. Особо выделялись военные курени, но всю эту массу людей надо было кормить, одевать, вооружать, обучать, лечить. Конечно, запорожское сообщество или протогосударство финансировалось и жило за счет притока военной добычи, но хлеба и мяса много не привезешь. Оружие и лодки надо было чинить, а людей лечить. Поэтому здесь работали кузни, рудники и пекарни, колосились хлеба и паслись стада.

В XVIII веке территория низового запорожского казацкого войска была внушительных размеров – больше нынешних Англии и Голландии. Но с окончательным завоеванием русским государством Дикого поля и Крыма надобность в охране этой территории отпала. Кроме того, для рациональной по своему характеру Екатерины II вся эта неупорядоченная сечевая вольница выглядела экзотично, непредсказуемо и опасно. Отметим, что многие запорожские казаки поддержали «чудом спасшегося» императора Петра III (Емельяна Пугачева). По высочайшему указу императрицы от 1775 г. Запорожская Сечь упраздняется. Трехвековая история протогосударства с центром на острове Хортица закончилась.

Царство свободы

На протяжении всей повести автор и герои прославляют Сечь. Они описывают ее как песню, полет, царство. Сколько эпитетов подбирается к образу:

  • гнездо;
  • наука;
  • вольница;
  • гордость.

Казацкая республика – это территория со своими законами, обычаями и строгим порядком. Царство и приют людей, представителей сильной половины человечества, отличается свободой, равными возможностями для всех. Сечь — место, где воспитываются гордые и крепкие мужчины с особым характером, присущим казакам. Дух вольности невозможно передать словами. В Запорожье приезжают не только для обучения. Здесь место встречи старых друзей, передача знаний, обмен новостями.

Устройство Сечи

Сечь — это казацкое государство, общественно-политическая и военная организация, отдельная административная единица. Это образование располагалось вдоль по течению Днепра, в степях ниже речных порогов.

Для понимания смысла повести Гоголя важно обратиться к цитатам: «Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики»

Во главе государства стоял старшина — кошевой атаман. Его выбирали как самого сильного, мудрого и смелого воина. Казацкая Сечь делилась на войсковые подразделения — курени. Их возглавляли назначаемые куренные атаманы. Такое распределение обязанностей позволяло легче управлять войском. Вот описание автора из текста: «Все было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька».

Ремесла казаков

Основным занятием запорожцев было военное дело. Помимо этого, казаки занимались различными промыслами. В почете были такие профессии запорожцев:

  • кузнецы;
  • рудокопы;
  • кожемяки;
  • судостроители;
  • пахари;
  • торговцы.

В промежутках между боями народ вел напряженную трудовую жизнь. Николай Гоголь описывает первые впечатления Тараса Бульбы и его сыновей, когда они добрались до Сечи. Главные герои оказались буквально оглушены звоном кузнецких молотов. Оружие здесь должен иметь каждый, поэтому умельцы кузнечного дела всегда заняты своим ремеслом. Кожемяки натруженными сильными руками без устали мнут шкуры волов, чтобы затем обеспечить все казацкое войско добротной одеждой, ремнями и обувью.

Военное дело

Юных казаков здесь учат уверенно держаться в седле и ловко обращаться с оружием. Молодые парни получают такие навыки:

  • стреляют из лука;
  • дерутся на саблях;
  • участвуют в рукопашных боях.

Однако, как считали сами казаки, лучшей школой является участие в настоящем сражении. Поэтому они не имели обычая затягивать со вступлением в строй молодых воинов: «Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время».


Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»

Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям . Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада

Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни

Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:

«Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».

Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

Домашнее задание на тему: Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба».

www.litrasoch.ru

Эмиграция

Запорожские казаки, не захотевшие подчиниться императорскому указу и переселиться на Кубань, чтобы стать кубанским казачеством, обосновались в Задунайской Сечи (устье реки Дунай), на территории своих исконных врагов – турок-османов. Более 50 лет влачила свое жалкое существование эта Сечь, не похожая даже на тень великой Запорожской Сечи. В конце первой трети XIX века почти все казаки вернулись в Россию, где из них создали Азовское казачье войско. Но и здесь тоже что-то не получилось — через 30 лет в 1860 г. это войско расформировали, а желающие отправились на Кубань и пополнили кубанское казачество.

Запорожские казаки добирались и до Северной Америки. Однажды они спасли из турецкого плена некоего Джона Смита. Погостив у запорожцев он, захватив некоторых из них, через Англию направился на североамериканский континент, где основал одно из первых поселений.

Во время заграничного похода Александра I в 1814 г. тысяча добровольцев основала в Гамбурге войско «Казаков Эльбы». Эта традиция продолжилась после ухода казаков из России вместе с белыми армиями Деникина и Врангеля. В Европе они идейно боролись друг с другом, пока часть из них не замарала себя сотрудничеством с нацисткой Германией. В Новом свете и Австралии казаки создавали общеказачьи станицы и прославились джигитовкой и хоровым пением.

Заключение

Преемниками Запорожской Сечи стало донское казачество. В чем же схожи и чем отличаются запорожские и донские казаки? Донское казачество было, так сказать, украинизировано. Выходцы с Украины хоть и разговаривали на русском языке (правда, с сильной примесью суржика), но пели исключительно на украинском. Особенно это касалось западных станиц и первоначального периода формирования Войска Донского.

Казаки появлялись везде, где требовалась вооруженная охрана российских рубежей, работающая не вахтовым методом, а оседлая. Так возникло Кубанское, Терское, Уральское и Сибирское казачьи сообщества.

Восхищаясь казаками, Наполеон Бонапарт как-то высказался в том плане, что с казачьей армией он смог бы завоевать весь мир.


С этим читают