Старт космического корабля «драгон» компании spacex c астронавтами отложен из-за плохой погоды

Запуск прошел по плану

Ракета Falcon-9 стартовала в 15:22 — четко по намеченному плану. Через две с половиной минуты произошло отделение первой ступени ракеты, которая спустя семь минут успешно приземлилась на платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане. Через 12 минут после старта произошло отделение второй ступени ракеты, после чего Crew Dragon был выведен на орбиту.


Глава NASA Джеймс Брайденстайн рассказал впоследствии, что во время запуска ему оставалось лишь молиться. «Я вздохнул с облегчением после старта, но не буду праздновать успех вплоть до момента, когда корабль с астронавтами Дагласом Хёрли и Робертом Бенкеном безопасно состыкуется с МКС», — заявил он в Центре космических полетов имени Кеннеди.

Стыковка корабля с МКС, как ожидается, состоится в воскресенье в 10:27 по времени Восточного побережья США (17:27 мск). В отличие от грузовых кораблей Dragon, которые после сближения с МКС захватывал дистанционный манипулятор, корабль Crew Dragon оснащен автоматической системой стыковки. На этапе сближения со станцией астронавты опробуют систему ручного управления кораблем.

Исторический запуск

Запуск космического корабля Crew Dragon компании SpaceX с астронавтами Дагласом Хёрли и Робертом Бенкеном прошел удачно. Ракета, которая должна вывести пилотируемую капсулу на орбиту, стартовала в 22:22 по московскому времени, как и было запланировано. До последнего момента возникали сомнения, состоится ли полет, или же туман и дождь помешают его осуществить во второй раз. Однако за 40 минут до старта представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сообщили, что погодные условия подходят для запуска.

На стартовый комплекс космодрома на мысе Канаверал прибыли президент США Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс. Других зрителей, наблюдавших за полетом с места событий, было мало, из-за карантина, помимо первых лиц, на площадке присутствовали только журналисты и операторы. Однако все желающие могли наблюдать за историческим пуском по трансляции на сайте NASA.

Первая и вторая ступени ракеты отделились вовремя, сам корабль также успешно отсоединился и вышел на орбиту. Полет проходит в штатном режиме. Вместе с экипажем на борту присутствует игрушечный динозавр, и это не талисман, а индикатор невесомости: сейчас он летает по кабине капсулы.

crew dragon

Президент США Дональд Трамп и вице-президент США Майк Пенс наблюдают за запуском Falcon 9

Фото: REUTERS/Jonathan Ernst

Корабль движется со скоростью 10 тыс. км/ч. Впереди у него 19 часов полета до космической станции. К стыковочному адаптеру на узловом модуле «Гармония» американского сегмента МКС Crew Dragon должен причалить в автоматическом режиме — предполагается, что это произойдет уже 31 мая. Срок всей миссии пока не определен. NASA сообщило, что корабль может находиться на орбите примерно 100 суток, но продолжительность этого демонстрационного полета определят позднее, ориентироваться будут на сроки подготовки следующего старта.

— Моноблочная структура корабля, когда двигательная установка с баками и агрегатный отсек в полном составе возвращаются на Землю — это большое достижение конструкторов, — рассказал «Известиям» профессор, директор Инженерной академии РУДН (вуза-участника проекта «5-100») Юрий Разумный. — Наличие у США эффективного возвращаемого пилотируемого средства на орбите безусловно позволяет достичь некоторого стратегического преимущества перед странами, у которых такой технологии нет, в том числе и с точки зрения коммерциализации космоса.

Справка «Известий»

Crew Dragon (также известный как Dragon 2) — многоразовый пилотируемый космический корабль, рассчитанный на отправку астронавтов на борт МКС и их последующее возвращение на Землю. Планируется, что именно аппарат компании SpaceX должен составить конкуренцию российским «Союзам», которые с 2011 года являются единственным средством доставки экипажей на станцию.

Помимо полетов на околоземную орбиту, корабль хотят использовать для выполнения различных задач за ее пределами. В частности, он может применяться для перспективных пилотируемых миссий к Луне (без посадки на нее) . Еще одним принципиальным отличием Crew Dragon от «Союза» является вместимость — она составляет семь человек (против трех у российского аппарата).

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.


Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.  

Перенос запуска

Старт ракеты «Протон-М» должен был состояться 30 июля в 00:27 мск, однако был перенесен на сутки для проведения дополнительных проверок узлов и агрегатов. Как сообщил ТАСС руководитель пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко, специалисты на космодроме Байконур должны были провести дополнительные технические работы с ракетой-носителем «Протон-М», которые планировалось завершить к полудню 30 июля. В итоге госкомиссия подтвердила проведение пуска «Протона-М» 31 июля.

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил в среду ТАСС, что запуск был перенесен из-за проблем с прибором производства компании МОКБ «Марс» (входит в Росатом), отвечающим за безопасную работу двигателя разгонного блока «Бриз-М». В Роскосмосе не прокомментировали информацию источника. ТАСС также не удалось получить официальный комментарий МОКБ «Марс». В четверг источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что специалисты на космодроме проверили работу этого прибора, испытания завершились положительно.

Это не первый перенос запуска «Протона-М» со спутниками «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Старт изначально планировался на март этого года. Как сообщал ТАСС гендиректор Центра им. М. В. Хруничева Алексей Варочко, запуск был отложен на конец мая из-за проблем с комплектующими носителя. Позднее предприятие — изготовитель спутников «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева сообщило о переносе старта на неопределенный срок из-за брака в ракете.

Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин в интервью радиостанции «Комсомольская правда» рассказал, что брак был допущен при изготовлении отдельных деталей на Усть-Катавском заводе в Челябинской области в 2015-2016 годах. Позже неисправности были устранены, и в ночь на 5 июня ракету отправили на космодром.

Какой должна быть скорость корабля для полета на Луну?

Для полета корабля на Луну он должен стартовать до орбитальной скорости в 29. тыс. км в час, а потом нарастать примерно до 40 тыс. км в час.

Космический корабль при такой скорости может удалиться на расстоянии, на котором на него уже будет сильнее притяжение Луны, нежели Земли. Современная техника позволяет разрабатывать корабли, которые соответствуют вышеупомянутой скорости перемещения. Но если двигатели корабля не будут действовать, он разгонится притяжением Луны и просто упадет на нее с большой силой, разрушив корабль. По этой причине, если в самом начале пути реактивные двигатели ускоряли космический корабль в направлении к Луне, то когда лунное притяжение сравнивалось с земным, двигатели начинали действовать в противоположном направлении. Таким образом, обеспечивалась мягкая посадка на Луну, при которой все люди на корабле оставались невредимыми.

На Луне нет воздуха, поэтому находится на ней можно исключительно в специальных скафандрах. Первым человеком, который спустился на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг, и это произошло в 1969 году. Тогда произошло первое знакомство человечества с составом лунного грунта. Его изучение позволило лучше понять историю образования Солнечной системы. Тогда геологи надеялись найти на Луне какие-то ценные вещества, которые можно было бы добывать.

Масса Земли существенно превышает массу Луны. Значит, взлететь с последней будет проще и дорога в дальний космос тоже осуществится легче. Не исключено, что в дальнейшем человечество будет использовать эту возможность. Скорость вылета на орбиту намного меньше и составляет 6120 км в час или 1,7 км в секунду.

Чудо-ракета

И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.

Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.

Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.

Чего ожидать в субботу

После старта ракета «Фалкон» в течение восьми минут будет подниматься на орбиту, а затем корабль «Драгон» отделится от нее, чтобы продолжить путь к МКС с использованием собственных двигателей.


Первая ступень «Фалкона», которая проработает две с половиной минуты, после этого должна вновь войти в атмосферу и приземлиться на плавучую платформу Space X в Атлантическом океане, чтобы ее можно было использовать вновь. Вторая ступень после отделения сгорит в атмосфере.

Запуск, который изначально оценивался в 3,14 млрд долларов, но после переноса наверняка подорожает, обещает стать не только первым за девять лет стартом астронавтов с территории США, но и первой в истории миссией НАСА, которая осуществляется частной компанией. Название миссии — Demo-2, и в НАСА ее называют «последним испытанием для SpaceX».

Она призвана доказать жизнеспособность разработанной компанией системы транспортировки экипажа, включая пусковую площадку, ракету, корабль, и операционные возможности, — описывают в агентстве миссию.

На борту “Драгона” будут опытные астронавты НАСА Даг Херли и Роберт Бенкен, каждый из них в прошлом дважды летал на «Шаттлах».

После стыковки они некоторое время проведут на Международной космической станции, где состоятся еще несколько испытаний корабля. Сколько именно астронавты пробудут на станции, будет зависеть от степени готовности следующего полета. Затем, согласно плану НАСА, они должны вернуться на Землю на “Драгоне”, приводнившись у побережья Флориды.

Если вся миссия пройдет успешно, то начав пользоваться системами SpaceX регулярно, НАСА сможет привлекать частных «космических туристов»: в корабле Илона Маска семь мест. По прогнозам, одно место для полета на «Драгоне» будет стоить около 55 млн долларов.

Кроме того, НАСА больше не нужно будет пользоваться услугами Роскосмоса для вывода космонавтов на орбиту.

В 2011 году американцы остановили программу использования многоразовых шаттлов после трагедии шаттла “Колумбия” (2003) и проблем при запуске шаттла “Дискавери”.

Новый «Союз»

Активная фаза разработки ракеты среднего класса «Союз-5» началась в 2016 году. Планируется, что её будут использовать как для пилотируемых миссий, так и для коммерческих пусков. Старты будут осуществляться с космодромов Байконур и Восточный.

Для этих целей на Байконуре проводятся работы по модернизации стартового комплекса в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».

Также по теме «Давно пытались создать аналог»: в США заявили о готовности заменить российские двигатели РД-180 Двигатели BE-4 производства компании Blue Origin, принадлежащей владельцу Amazon Джеффу Безосу, выбраны в качестве силовых установок…

«Союз-5» — ракета среднего класса, которую создали на замену ракете-носителю «Зенит». Производство «Зенита» прекратили в связи с ухудшением российско-украинских отношений», — пояснил Моисеев.

На второй ступени «Союза-5» будут использоваться два двигателя РД-0124МС — модернизированные двигатели от третьей ступени ракеты «Союз-2.1Б».

В 2018 году были завершены эскизные работы, после чего «Роскосмос» заключил госконтракт с РКК «Энергия» на сумму 61,2 млрд рублей на создание и испытание ракеты «Союз-5».  


В рамках лётных испытаний, запланированных на 2022—2025 годы, с космодрома Байконур будут выполнены четыре запуска «Союза-5». Согласно планам, в 2023 году будет осуществлён пуск с новым российским пилотируемым кораблём «Федерация». Аппарат будет работать в беспилотном режиме. Годом позже должен быть произведён и пилотируемый запуск.

Производиться «Союз-5» будет в РКЦ «Прогресс».

Космический груз

В пресс-службе «Роскосмоса» «Известиям» заявили, что ценовая политика относительно отправки на МКС космонавтов из других стран представляет коммерческую тайну.

— Что же касается освободившегося места на кораблях, оно будет использовано для реализации российской научно-исследовательской программы, — сообщили в госкорпорации. — На местах бывших американских космонавтов полетят российские. Сотрудничество с другими странами идет по графику — в частности, сейчас в центре проходят подготовку индийские космонавты, которые полетят на нашем «Союзе». Работа идет в штатном режиме.

crew dragon

Программа полетов может быть пересмотрена в пользу увеличения количества грузов и непосредственно грузовых полетов, сообщил профессор НИТУ «МИСиС» (вуза-участника проекта «5-100») Александр Громов. Если говорить о содержимом посылок, которые теперь займут освободившееся место на МКС, то в первую очередь это будут различные технические средства.

— Нужны и научные модули, и оборудование на замену (например, новые солнечные панели), компоненты для компьютеров, пришедшие в негодность из-за космической радиации, — пояснил он. — Что касается научных грузов, это могут быть, например, семена различных культур — ведь если удастся выращивать еду в космосе, ее не придется возить с Земли.

В целом проблемы с тем, чем загрузить запускаемые корабли, не будет. Что же касается дальнейших планов США, то они займутся своей программой. По словам конструктора космической техники, генерального директора компании «КосмоКурс» Павла Пушкина, скорее всего, американцы начнут собственную коммерческую деятельность по отправке экипажей на МКС.

— У них изначально была задача возить своих астронавтов на своих ракетах и кораблях, — рассказал предприниматель. — Но при этом они не откажутся возить за деньги и партнеров, например, из Японии. В части лидерства мы остаемся на тех же позициях. Просто США по части доставки астронавтов станут от нас более независимы.

Примечательно, что Crew Dragon — первый пилотируемый аппарат, созданный частной компанией. NASA активно работало над тем, чтобы вновь начать полеты. Финалистами стартовавшей в 2014 году программы по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС стали две компании — SpaceX и Boeing. Однако Илон Маск провел все испытания быстрее.

NASA прекратило пилотируемые полеты в 2011 году после завершения программы Space Shuttle. Первоначально предполагалось, что американские коммерческие корабли начнут осуществлять такие полеты в 2017 году. Миссия, получившая название SpaceX Demo-2, обозначена как последнее испытание перед началом штатной эксплуатации Crew Dragon.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.


С этим читают