Зил-41047: лимузин для советского правительства

История создания и производства

Автомобиль ЗИЛ-41041 разрабатывался как машина сопровождения лимузина ЗИЛ-41047 для того, чтобы кортеж полностью состоял из однотипных и почти одинаково выглядящих авто. Это и дань традициям, и практично, и просто очень солидно выглядит. В результате получился седан, самый роскошный и совершенный среди всех легковых авто, когда-либо произведенных в СССР.


Изначально было выпущено всего 2 автомобиля, используемых строго по назначению – сопровождать правительственные лимузины. Продолжение жизни модель получила в 1997 году, когда Юрий Лужков заказал заводу изготовление еще шести седанов для нужд московской мэрии. После этого ЗИЛ выполнил еще целый ряд аналогичных заказов от разных клиентов.

Было изготовлено всего 34 экземпляра автомобиля ЗИЛ-41041, но учитывая тот факт, что парадные кабриолеты делались на той же базе, часть седанов еще на стадии кузова «перерезались» в кабриолеты. Сейчас в закрытых частных коллекциях существует только около 15 автомобилей, что делает модель 41041 одной из самых эксклюзивных и раритетных машин в мире, как и лимузин, ради которого он был спроектирован.

Конструкция кузова

При разработке машины конструкторы использовали ряд оригинальных решений. Существовавшая в то время в мире концепция предусматривала установку листов бронирования под стандартной кузовной обшивкой. При всех своих преимуществах такая схема бронирования достаточно уязвима для пуль стрелкового оружия.

Специалисты завода ЗИЛ предложили совершенно иную конструкцию броневого корпуса. Основой отечественной схемы стала сварная броневая капсула из тонких листов стали марки 68ХГСЛМН. Вокруг этой несущей капсулы строился кузов автомобиля из стандартных кузовных панелей лимузина. Благодаря такой конструкции удалось обеспечить невысокий вес автомобиля – в пределах 5250 кг. Но изготовление капсул было весьма трудоемким процессом из-за сложных технологий с огромным объёмом ручного труда. По современным оценкам стоимость изготовления такой машины составила бы около 600 тысяч долларов США. Один из сохранившихся автомобилей выставлен на продажу за 62 млн рублей, при этом в продаже есть еще одна машина – уже за 27 млн рублей.

Бронекапсулы для ЗИЛ-4105 были изготовлены на заказ на машиностроительном заводе в Кургане. Выбор места для изготовления капсул был очевиден – Курганский завод много лет занимался разработкой, сборкой и ремонтом корпусов для легкой бронетехники. Всего с 1982 по 1987 год было изготовлено 25 капсул.

История создания

Задача разработки новой модели правительственного автомобиля СССР для специалистов завода имени Лихачева была обусловлена сразу несколькими важными соображениями, не имевшими отношения к технической стороне дела. Кроме необходимости поддержания сложившейся к этому времени традиции обновления модельного ряда раз за каждое десятилетие, возник дополнительный политический фактор.

Важнейший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял новый молодой руководитель Михаил Горбачев, провозгласивший политику «перестройки» всего Советского Союза.

Значительно обновленное руководство СССР многократно повысило свою активность в плане поездок по стране, международных контактов. Таким образом, роль их представительских транспортных средств приобрела важную смысловую нагрузку как часть общего политического «имиджа», призванного символизировать новый курс развития страны.

В итоге новая модель в техническом плане полностью основывалась на предыдущей, хорошо себя зарекомендовавшей, – ЗиЛ-41045. Все основные изменения конструкции правительственной транспортной новинки сосредоточились исключительно на дизайнерских решениях, которые в будущем получат название «рестайлинг».

Обновление дизайна удачно придало внешнему виду новой модели элементы современности, сохранив общий внушительный «имперский» облик, а также великолепные динамические характеристики предшественников. Двигатель, КПП, трансмиссия, то есть практически вся ходовая часть были полностью унаследованы от предыдущей модели «зиловской» разработки, то же самое относилось к бронекапсуле и общей планировке салона.

Модификации

В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.

Модификации Особенности Годы выпуска Число машин
ЗиЛ-41041 Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с обрезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 т) повысились динамические данные 1986-2000 26
ЗиЛ-41042 «Черный Доктор» Транспортное средство медицинского назначения с кузовом «универсал». Кормовая дверь поднималась вверх. Масса – 3,9 т. Функциями реанимобиля не обладал, ограничиваясь транспортировкой для последующей госпитализации под наблюдением экипажа из 3 врачей. 1986-2000 3
ЗиЛ-41049 «Дружба» Автомашина специальной связи с оборудованием типа «Кавказ» 2000 2
ЗиЛ-41052 Модификация на основе специальной бронекапсулы 1987-1999 14
ЗиЛ-41053 Вариант, дополненный традиционным способом бронирования 1993-1995 2
ЗиЛ-4107 Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Диск» 1988-1999 Нет данных
ЗиЛ-41071 Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Депеша» 1988-1999 Нет данных
ЗиЛ-41072 «Скорпион» Автомашина выездной охраны специального назначения. Оснащена широкими подножками, длинными поручнями по краям корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющий вести круговой обстрел. Кормовое окно салона обладало способностью быстрого открывания. Оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей», «Пелена» 1988-1999 8
ЗиЛ-410441 Автомобиль для военных парадов с кузовом «кабриолет». Не был принят заказчиком (Министерством обороны РФ) 2009 2

Литература

  1. ЗИЛ-41047 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2010. — Т. 44. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 150 000 экз.
  2. ЗИЛ-4104 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2011. — Т. 58. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 125 000 экз.
  3. С. В. Канунников. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг.. — М.: За Рулём, 2009. — С. 224. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0275-9.
  4. Евгений Константинов. Машина времени (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 3. — С. 94—102.
  5. И. Николайчук, Е. Прочко. Лимузин высшего класса (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 1987. — № 1. — С. 12—16.
  6. Тяжёлое машиностроение (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 1. — С. 44—50.

История создания

После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. Хрущёв, подчёркивая свой демократизм, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа Фаэтон. Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева 22 января 1969 года во время которого водитель ЗИЛ-111 И. Е. Жарков получил смертельные ранения.

Сдача на испытания первых экспериментальных автомобилей планировалась к 19 декабря 1982 года, ко дню рождения Леонида Ильича, но была отложена в связи с его смертью. В 1983-1985 годах автомобили прошли ряд огневых тестов на обстрел из винтовки СВД, с подрывом гранат под бензобаком и на крыше. Кроме того были проведены сравнительные испытания с конкурентом по размерам и предназначению — автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine, бронированным компанией O’Gara Hess & Eisenhardt. Испытания показали, что поставленные перед разработчиками задачи реализованы, защита ЗИЛ-4105 превосходила защиту американского автомобиля.

Особенности внешнего вида

Серийные машины представительского класса автозавод ЗиЛ производил по примеру кораблестроительной технологии, используя стапель вместо конвейерной сборки. Длительность такого процесса составляла около 5-6 месяцев, а в среднем за год завод выдавал не более полутора-двух десятков готовых экземпляров.

При изготовлении кузовных панелей широко применялись ручные операции: подгонка деталей производилась целевым назначением на конкретный экземпляр. Поскольку существовали различия, связанные с будущим применением заказанных автомобилей, они отличались комплектацией ряда узлов, качеством материалов отделки.

При покраске кузова применялась нитроэмаль тёмно-металлического оттенка. Она наносилась последовательно до 15 слоев подряд, а в промежутках между этими операциями каждый раз производилась полировка.

Салон и корпус

По отношению к предшествующим моделям семейства ЗиЛ-4104, общее устройство салона принципиально не поменялось. У стандартной 7-местной версии лимузина средняя из трех конструктивно заложенных линий сидений являлась страпонтенами, убирающимися в специальную перегородку между двумя отсеками салона.

Оба сиденья в переднем ряду были обиты натуральной кожей, а два кресла «главных пассажиров» обивались наиболее качественным велюром. Для облицовки внутренней поверхности дверей, оконных рамок и некоторых других частей интерьера применялись элементы из ценных пород древесины, как правило, из карельской березы.


Отсек для «главных пассажиров» лимузина

Микроклимат внутри салона обеспечивался раздельными установками кондиционирования для первого и VIP-отсеков. Подлокотники служили высокопоставленным пассажирам как место размещения средств управления электроподъемниками для внешних стекол и перегородки, разделяющей пространства двух отсеков. Также с задних сидений можно было управлять аудиосистемой или кондиционером. Отдельные ниши в задней части кузова предназначались для размещения абонентских устройств спецсвязи.

Внешняя часть кузова претерпела существенное обновление дизайна. Прежде всего, это коснулось оптики. Сдвоенные фары с традиционных круглых сменились более современным «квадратным» исполнением. Передние поворотники сменили прежнее расположение, став продолжениями фарных пар на углах, а сигнальные фонари на кормовой части также изменили свой вид.

Кроме того, дизайнеры ЗиЛа сделали более экспрессивной облицовку радиатора. Зеркала заднего обзора были встроены в новое обрамление. Они крепились не на дверной плоскости, а непосредственно к кузову. Привычные для прежних десятилетий форточки у боковых стекол были ликвидированы.

Бронирование

Особую броневую защиту семейства ЗиЛ-4104 начали применять с 1983 года под модель 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске боевых машин пехоты, изготовил за несколько лет 20 специальных бронекапсул, на основе которых затем сооружались представительские бронелимузины. Такая версия имела наименование ЗиЛ-4105.

Вес подобных конструкций при этом заметно возрос, составив более 5,5 тонн. Но испытания ЗиЛ-4105 показали, что его броневая защита спокойно отражает бронебойные пули, выстреливаемые из 7,62-миллиметрового автомата и снайперской винтовки Драгунова. Бронекапсула оказалась непробиваемой для гранат, даже когда их взрывали непосредственно у бензобака.

Такая возможность достигалась за счет применения самой качественной из отечественных марок броневой стали, по праву считавшейся лучшей в мире. При этом толщина бронирования была относительно невелика: варьировалась в пределах 4-10 миллиметров.

За исключением нескольких испытательных образцов, бронированные автомобили на базе ЗиЛ-41045 обозначались как ЗиЛ-41051, а с 1987 года на шасси ЗиЛ-41047 стали выпускать бронелимузины ЗиЛ-41052. При этом у шести экземпляров новых сборок применялись бронекапсулы с машин предыдущего поколения, у которых пробег достиг предельно допустимого значения.

В 1990-е годы три стандартных ЗиЛ-41047 ради эксперимента попытались бронировать по западной технологии с применением кевлара и углепластика. Этот заказ выполняла германская компания Trasco Bremen, оставив одну из машин как испытательный образец на своем полигоне. Два готовых экземпляра пришлось снова доработать ЗиЛу, так как ходовая часть перестала соответствовать увеличенной массе автомобиля. Полученным таким способом двум бронелимузинам дали наименование ЗиЛ-41053.

Бронированная модификация ЗиЛ-41052

Плюсы и минусы

К числу несомненных плюсов «последнего лимузина СССР» относятся:

  1. Современный для тех лет экстерьер;
  2. Высочайший стандарт защищенности;
  3. Отличная устойчивость на дороге;
  4. Сверхмощный двигатель;
  5. Гидроусилитель и наличие регулировки рулевой колонки;
  6. Качественная сборка и дорогая отделка;
  7. Многослойная покраска кузова;
  8. Отличная шумоизоляция;
  9. Эффективная климатическая установка;
  10. Вместительное багажное отделение.

Вместе с тем специалисты отмечают следующие недостатки:

  1. Крупные габариты;
  2. Большой расход топлива;
  3. Ограниченная емкость бензобака;
  4. Значительный рост стоимости из-за множества ручных операций при производстве;
  5. Неудобный трансмиссионный тоннель внутри салона.

Подводя итог можно констатировать, что автомашины серии ЗиЛ-41047 в качестве правительственных представительских авто оказались для своего времени на весьма достойном мировом уровне.

Автор статьи: Роев Олег

Технические характеристики

Итогом труда разработчиков ЗиЛ-41047 по техническим характеристикам явилась машина, признанная для своего класса самой протяженной и массивной в мире из всех производимых на то время серийных моделей. В традиционном варианте машина представляла собой 4-х дверный лимузин на 7 мест с колёсной базой 3880 миллиметров.

Габариты и вес

По длине советский ЗиЛ лимузин всего семь миллиметров уступил мировому рекордсмену за всю историю конструкций данного типа – американскому Cadillac Series 75, который выпускался в середине 1970-х годов. Габаритные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.

Вес снаряженной массы автомашины — 3335 килограммов. Максимально допустимый (полный) вес обычного образца (без бронекапсулы) составлял 3860 кг, при которой на переднюю ось приходилось до 1793 кг, на заднюю ось – 2067 кг. Вес же особо бронированных VIP-единиц обычно превышал 5 тонн.

Двигатель


Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗиЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный), объем которого составлял 7,695 литров. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра была почти литрового объема, а показатель степени сжатия при этом равнялся 9,3. Материалом блока цилиндров служил алюминий.

Мощность такой силовой установки составила 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты мотора до 4600 в минуту. Пиковый показатель крутящего момента равнялся 608 Н/м, что относилось к диапазону 2500-2700 об./мин.

Запитывание двигательной установки производилось от 4-х камерного карбюратора. Важным элементом модернизации по отношению к предшественникам стала бесконтактная система зажигания.

Трансмиссия и подвеска

В конструкции от прежних разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия и привод исключительно на задний мост.

Рессоры достигали полутораметровой длины. Они дополнительно прокладывались полимерными вставками между листами.

Особенность подобной конструкции позволяла «люксовому» авто отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показывала себя на гравийном покрытии. Дорожные просветы при этом были достаточно небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.

КПП и тормоза

Трехскоростная автоматическая КПП относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого устройства имел значение 2,0. Механический стопор позволял эффективно удерживать машину при движении в гору.

Тормозная система относилась к дисковому типу и была двухконтурной. Причём любой из этих контуров мог независимо срабатывать на всех 4 колесах. Стояночный тормоз задействовался при помощи ножной педали.

Расход топлива на 100 км

Средний расчетный показатель расходования топлива на сотню километров пути составлял 22-23 литра. На долговременный выезд без дозаправок такое авто не рассчитывалось, поскольку вместимость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива марки АИ-95.

Максимальная скорость

Машина при движении по шоссе была способна развить предельную для себя скорость 190-200 километров в час (для разных модификаций). Тяжелый лимузин при этом мог набрать разгон от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.

Характеристики и модификации

Автомобиль имел три модификации, отличающихся внешним обвесом: ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047).

В основе конструкции этих автомобилей лежала так называемая бронекапсула — несущий объём сложной конфигурации. Весь остальной кузов строился вокруг неё. Бронекапсулы автомобилей идентичны, сваривались на Курганском машиностроительном заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Капсулы изготавливались из стали марки 68ХГСЛМН. Толщина брони от 4 до 10 мм. Толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм.

Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряжённый вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160—5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером.

Всего было построено 14 таких автомобилей, причем для шести из них использовались бронекапсулы отработавших своё автомобилей.

  • ЗИЛ-41052 – лимузин со специальной защитой кузова (1988–2002 гг.).
  • ЗИЛ-41053 – лимузин, бронированный фирмой «Траско Бремен» (2 экземпляра). (1992 г).

Устройство и технические характеристики ЗиЛ-4104

Технические характеристики:

  • Вместимость — 7 человек;
  • Длина — 6,3 метра;
  • Ширина — 2,1 метра;
  • Высота — 1,5 метра;
  • Колёсная база — 3,88 метра;
  • Клиренс — 17 сантиметров;
  • Вес — 3,9 тонны;
  • Двигатель — карбюраторный;
  • Объём силового агрегата — 7,7 литров;
  • Мощность силовой установки — 315 лошадиных сил при 4-4,6 тысячах оборотах;
  • Коробка передач — автоматическая;
  • Максимальная скорость — 190 км/ч;
  • Разгон до 100 км/ч — 13 секунд;
  • Средний расход топлива — 22 литра на 100 км;
  • Объём бака — 120 литров.

Закрытый цельнометаллический кузов оснащён четырьмя дверьми. Рассчитан на перевозку семерых человек. Задний и передний ряды отделены друг от друга стенкой со стеклянной перегородкой. Средние сиденья можно откидывать назад. Комфортные условия достигаются за счёт систем кондиционирования, отопления, вентиляции. Дополнительным элементом считается всеволновой стереофонический радиоприёмник, а также электрические стеклоподъёмники. Для участия в парадах и праздниках разработали модификацию открытого типа (41044).

Двигатель

Силовая установка питается бензином, оснащена восемью цилиндрами, расположенными в V-образной форме. При 4-4,6 тысячах оборотах достигается максимальная мощность в 315 лошадиных сил. Для понижения массы транспорта головка и блок цилиндров делаются из прочного алюминия. В каждом блоке есть по одному верхнему распредвалу, которые работают за счёт двухрядной роликовой цепи. Каждый цилиндр имеет два клапана с гидрокомпенсаторами зазоров.

Двигатель ЗиЛ-4104 работает вместе с четырёхкамерным карбюратором и двумя электрическими бензонасосами. Есть два масляных радиатора. Один работает от системы охлаждения автомобиля, другой — от воздушного охлаждения. Для системы зажигания выбран транзисторный тип.

АКПП

Автоматическая коробка передач дополнена гидротрансформатором и имеет три передачи. Для смены ступеней используется селекторный переключатель, расположенный между передними сиденьями. В конструкции КПП имеется механический стопор, позволяющий удерживать машину на спуске. Деактивируется автоматически при начале движения. Два карданных вала разделены промежуточной опорой. Задний мост представляет собой неразрезную штампованно-сварную балку. Главная передача гипоидного типа имеет передаточное отношение 3,62 или 3,31. Для установки ступицы колёс применены конические роликоподшипники.

Подвеска


Рама сварного типа состоит из штампованных лонжеронов и поперечин. Независимая передняя подвеска бесшкворненного типа установлена на поперечных рычагах. Мягкость и плавность движения достигнуты за счёт упругих торсионов, которые помещены вдоль рамы. Для предотвращения колебаний и вибрации от неровностей дорожного покрытия в устройство включены телескопические амортизаторы. Задняя подвеска представлена продольными полуэллиптическими малолистовыми рессорами большой длины. Ширина одного листа — 7,5 сантиметров, а толщина — 8 миллиметров. Между листами находятся полиэтиленовые прокладки, которые также снижают колебания и вибрацию при передвижении по неровному покрытию. Конструкция рессор дополнена реактивными штангами. Сварные колёса имеют глубокий обод. Для соединения со ступицами используют С-шпильки. Бескамерные шины имеют размер 9,35-15.

Рулевой механизм состоит из двух основных частей:

  • Винт с гайкой на циркулирующих шариках;
  • Рейка с зубчатым сектором.

Тормоза

Тормозная система представлена дисковыми механизмами на всех колёсах. Она дополнена гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров. В устройстве присутствует внутренняя система охлаждения. Состоит из двух контуров. Каждый контур оказывает воздействие на все колёса. В каждом контуре есть вакуумный усилитель, также им оснащён главный цилиндр. Стояночный тормоз представлен барабанным механизмом на задних колёсах. Он активируется при помощи нажатия педали. После начала движения стояночный тормоз автоматически выключается.

Электрооборудование питается от 12-вольтной системы. Она работает за счёт генератора, выдающего мощность в 1,15 кВт, и двух аккумуляторов (по 120 А.ч. каждый). Для улучшения освещения дороги в тёмное время суток или при плохих погодных условиях передние и противотуманные фары оснастили галогенными лампами.

Двигатель лимузина

Силовая установка бронированных лимузинов не имела отличий от стандартной версии. Для всех машин использовался восьмицилиндровый карбюраторный мотор модели 4104. Двигатель имел рабочий объем почти 7,7 литра и развивал мощность до 315 л.с. Мотор оснащался малошумным цепным приводом распределительных валов и гидравлическими компенсаторами зазоров в механизме газораспределения. Двигатель не отличался экономичностью – минимально возможный расход топлива составлял около 22 литров.

В конструкции поршней двигателя имелся особый выступ, помогавший избежать детонации. Для поддержания температуры масла использовались два радиатора. При этом один из радиаторов мог использоваться для подогрева масла при пуске холодного двигателя. Интересной особенностью мотора стал волнолом в масляном поддоне. Он помогал уменьшить вспенивание масла и оголение маслоприемника на высоких оборотах.

Для повышения надежности двигатель оснащался дублированной системой зажигания. Аварийное зажигание включалось тумблером с места водителя. При активизации этого режима высокое напряжение подавалось одновременно на все свечи, что позволяло быстро завести заглохший двигатель.

Защита пассажиров

Бронированный автомобиль представительского класса ЗИЛ-4105 защищался листами стали толщиной от 4 до 10 мм. Стыки открывающихся панелей были выполнены ступенчато, что не позволяло пулям и брызгам свинца проникать в салон. Лобовое бронестекло имело толщину 43 мм, все остальные стекла толщиной 47 мм. Стекла всех дверей были неподвижными. Благодаря конструкции автомобиль имел очень низкий центр тяжести. Из-за этого движущийся лимузин опрокинуть практически невозможно.

Топливный бак имел протектор, который не давал вытекать топливу при сквозных повреждениях. Благодаря такому решению, позаимствованному из авиации, удалось обеспечить высокую пожарную безопасность лимузина. Разработку и производство баков емкостью 120 литров выполнил специализированный НИИ Стали.

В ходе испытаний опытные образцы ЗИЛ-4105 подвергали обстрелу из разных типов стрелкового оружия, включая крупнокалиберные снайперские винтовки. Прочность крыши и днища проверяли подрыванием гранат. Конструкция машины успешно прошла испытания. Автомобиль комплектовался шинами особой конструкции, которые позволяли продолжать движение с высокой скоростью при простреле. Автомобили оснащались микрофоном внешнего громкоговорителя в перчаточном ящике и в подлокотнике заднего сидения (справа, вместе с пультом управления кондиционером).

Интересно отметить, что параллельно по такой же программе испытывался бронированный лимузин «Кадиллак», который также достаточно успешно прошел цикл проверок. Но параметры защиты и общие характеристики ЗИЛ-4105 оказались заметно выше, чем у заокеанского аналога.

6.

К тому же у защищённого бронёй ЗИЛа ещё и и великолепно продуманная охладительная система. У двигателя предусмотрено 2 системы зажигания (для работы в штатном режиме и аварийная), два аккумулятора, 2 электроцепи и 2 бензонасоса. Поражает в ЗИЛе и разворот. Этот внушительных размеров тяжёлый автомобиль при развороте на трассе ведёт себя как малолитражка – без проблем разворачивается даже на высокой скорости. Во дворе такому авто развернуться непросто, ведь радиус разворота машины – 15 метров. На дачу на ЗИЛ-41045 отправиться вряд ли получится из-за небольшого клиренса. Зато тормоза в автомобиле такие мощные, что смогли бы остановить и тепловоз.

Применение машины

Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей выступал Гараж особого назначения (ГОН), обеспечивающий специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем России. Вплоть до нынешнего времени ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ.

Правительственные лимузины задействовались для обеспечения безопасного передвижения высших должностных лиц страны, включая их работу при проведении официальных международных мероприятий. В частности, отечественными представительскими машинами перевозили лидеров большинства зарубежных государств, находящихся с визитами в СССР и России.

Завершающим экземпляром серийных ЗиЛов-41047, построенных заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий под заказ администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. К 2009 году относится попытка возобновления штучной сборки автомашин. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвёртому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, из которого с 2014 года он перешел как экспонат в украинский «Музей коррупции» в Межигорье.

В советское время наделение кого-либо из представителей высшего партийно-государственного руководства автомашиной семейства ЗиЛ-4104 в качестве служебно-персонального транспортного средства носило чрезвычайно престижный характер, особо подчёркивая принадлежность этого лица к кругу носителей высшей власти. Но после распада СССР, для руководства получившей «независимость» России подобные соображения со временем полностью утратили актуальность. Тем не менее эксплуатацию ЗиЛ-41047 ГОН продолжал вплоть до 2008 года.

Следует отметить важную деталь: пробег каждого из правительственных транспортных средств имел чётко обозначенную границу — 100 тысяч километров. По достижении этого показателя, спидометры машины шли «под списание», сопровождавшееся их полной разукомплектацией. По этой причине авто подобного класса так мало сохранилось к настоящему времени.


С этим читают