Зиновий ефимович гердт

Трогательный и настоящий, защитник родины и лучший мужчина Зиновий Гердт

Залман Афроимович Храпинович — так на самом деле звали любимца публики, вынужденного уже во взрослом возрасте все поменять. Зиновий Ефимович Гердт — имя и отчество он «доработал» на русский лад, а фамилию взял у дальней родственницы. Правда, она была Герд, последнюю «т» маэстро добавил для звучности.


Он родился в еврейской семье в городе Себеж Псковской области. Папа служил коммивояжёром, мама занималась четырьмя детьми и вела домашнее хозяйство. Дети семейства Храпиновичей ходили в специальную еврейскую школу. Зяма, как его ласково называли родные, отлично знал идиш.

Мальчика увлекала литература, в частности — поэзия, любовь к которой ему смог привить школьный учитель. Еще в детстве Гердт напишет свои первые стихи — на идише. В поэтической форме он воспел коллективизацию и был опубликован в школьной газете.

Когда Зяма заканчивал школу, его старший брат удачно женился и переехал в Москву. От младшего сына родители ждали чего-то подобного. Поэтому после выпускного Гердт тоже направился в столицу, где поступил сначала учиться на электрика, а потом и работать. Первые заработки он получил в московском метрополитене — занимался электромонтажными работами.

Телепроекты и аудиоиздания

В период с 1962-го по 1966-й, с небольшими перерывами, вызванными съёмками или гастролями, вёл на телевидении передачу «Кинопанорама». А в восьмидесятых озвучивал обзоры на кинофильмы в программе «Киноафиша». В 1984 году на экраны вышел фильм Рязанова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Гердт жёстко покритиковал трактовку классики знаменитым режиссёром, что послужило поводом для ссоры. Рязанов и Гердт не общались друг с другом до конца десятилетия, но потом всё же помирились.

В девяностые актёр был телеведущим программы «Чай-клуб» на ТВ-6, участвовал в различных телепроектах, например, «Поле чудес» или «Час пик».

В 1973-м фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Точка, точка, запятая…», на которой текст от автора зачитывает Гердт.

В девяностых и двухтысячных вышло несколько компакт-дисков, где запечатлён оригинальный вокал Зямы. Легенда театра и кино на них исполняет песни Булата Окуджавы, романса Исаака Шварца, шлягеры эстрадных композиторов и народные песни.

Работа в театре и кино

После расставания с Театром кукол Зиновий Гердт почти десятилетие работал на подмостках драмтеатра имени Ермоловой. Кроме того, актёр принимал участие в спектакле «Современника» по пьесе Ветемаа «Монумент» в 1977 году.

В кино способности Гердта использовались поначалу исключительно по части дубляжа – голос у него был действительно уникальный, позже постепенно режиссёры стали его снимать в эпизодических ролях. Но даже во второстепенных ролях Зиновий Ефимович проявлял себя во всей красе, иногда затмевая своей харизмой и мастерством основных исполнителей.

Пожалуй, впервые на актёра Гердта обратили внимание после выхода фильма Ролана Быкова «Семь нянек», в котором Зиновий Ефимович сыграл небольшую роль профессора Шамского – отца одной из главных героинь. Потом он дважды «перешёл дорогу» Быкову, для которого предназначались главные роли в фильмах «Фокусник» и «Золотой телёнок»

В последнем из них Гердт сыграл Паниковского – мелкого провинциального жулика, подельника Остапа Бендера. Никто не сомневается, что одного из «детей лейтенанта Шмидта» Быков сыграл бы превосходно, то Зиновий сделал это просто гениально, превратив этот неоднозначный образ в свою визитную карточку на многие годы. Кстати, Ролан Антонович нисколько не сетовал на то, что Гердт лишил его таких шикарных ролей – работы в то время хватало!

Следующую более или менее значительную роль актёру предложили в комедии 1970 года «Вас вызывает Таймыр» режиссёра Алексея Коренева, снятой по пьесе Александра Галича – тогда ещё не совсем опального. Гердт изобразил в картине некоего персонажа в клетчатом пальто.

В последующем артисту предлагали разноплановые роли, так что он проявил свой талант на полную катушку, жаль только, что главных ролей в фильмах уже не давали… Кого только не изображал великолепный исполнитель! Он мог убедительно перевоплотиться в парикмахера и дирижёра, учителя физики и ювелира, анархиста и могильщика, поэта и продавца попугаев. Для гения Зиновия Гердта не было ничего невозможного, для любой съёмочной группы он был своим человеком.

Помимо Паниковского зрителям очень полюбились: счетовод месье Тардиво из «Соломенной шляпки», сосед Шарапова из детектива «Место встречи изменить нельзя», судья из картины «Адам женится на Еве», администратор кинотеатра из «Военно-полевого романа», адмирал Бум из «Мэри Поппинс, до свидания!», адвокат из «Воров в законе». Согласно Википедии фильмография артиста насчитывает почти восемь десятков картин и десяток телеспектаклей, не считая множества других проектов.

Избранные фильмы с актёром:

  1. «Город мастеров».
  2. «Городской романс».
  3. «Ехали в трамвае Ильф и Петров».
  4. «Карнавал».
  5. «Тень».
  6. «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
  7. «Ключ без права передачи».
  8. «Соловей».
  9. «Биндюжник и Король».
  10. «Интердевочка».

Женщины

Соломенная шляпка (1974)Правдина стала его третьей официальной и пятой неофициальной женой. Личная жизнь актера редко обсуждалась, однако говорят, что его женщины часто не могли во второй раз выйти замуж: они продолжали верить, что лучше Зямы никого нет.

Первой супругой актера стала его коллега по театру рабочей молодежи Мария Новикова. В 1945 году у них родился совместный сын Всеволод Новиков, ставший впоследствии теплофизиком, кандидатом технических наук. Во втором браке, из которого мужа увела Татьяна Правдина, детей не было. А в третьем у Гердта появилась приемная дочь Катя.

«Это не просто актер, а нечто взятое прямо из жизни»: фильмы Зиновия Гердта


Зиновий Гердт (в центре) в роли министра финансов в художественном фильме Надежды Кошеверовой «Тень», 1971

Зиновий Гердт. Фотография: kino-teatr.ru

Зиновий Гердт (справа) в роли Михаила Паниковского в художественном фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок», 1968

С 1962 года Зиновий Гердт вел на телевидении передачу «Кинопанорама», где рассказывал о советских и иностранных фильмах, брал интервью у режиссеров и актеров. В кино он начал сниматься в конце 1950-х годов. Как правило, это были эпизодические роли. Кроме этого Гердт озвучивал киноленты. «Муми-тролли», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения капитана Врунгеля» – его голос можно услышать в нескольких десятках фильмов и мультипликационных картин. Актер Константин Райкин писал: «Если в фильме звучал голос Гердта — фильм не мог быть пустым».

В 1967 году Петр Тодоровский пригласил Гердта сняться в картине «Фокусник». Он должен был сыграть артиста-сатирика. Однако вскоре Тодоровский решил отдать актеру главную роль. Режиссер вспоминал: «Зиновий хвалил сценарий, восторгаясь замечательно выписанной ролью главного героя, завидовал актеру, которому будет предложена роль фокусника. Я слушал Зиновия и вдруг подумал: так вот же он, фокусник!».

Через год Гердт сыграл жулика Михаила Паниковского в экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». Режиссер картины Михаил Швейцер вспоминал: «Как только Зяма вышел на съемочную, сел, вздохнул, начал кряхтеть, мне стало ясно, что это не просто актер, который подходит на роль Паниковского, а нечто взятое прямо из жизни». Эта роль прославила актера. Гердта стали узнавать на улицах. Через год он получил звание Народного артиста РСФСР.

В фильме «Тень» по пьесе-сказке Евгения Шварца артист исполнил одну из немногих отрицательных ролей в своей карьере – министра финансов.

Озвучивание и дубляж

Помимо работы в театре и кино артист немало был задействован в дубляже – как в мультипликации, так и в озвучивании зарубежных и некоторых советских лент. Уникальным голосом Гердта говорят персонажи:

  1. Тото в фильме «Полицейские и воры».
  2. Луи де Фюнеса – в «Прекрасной американке».
  3. Питера О’Тулла в картине «Лев зимой».
  4. Донатоса Баниониса – в «Бегство мистера Мак-Кинли».
  5. Марка Прудкина в комедии «Блондинка за углом» и многие другие.

В фильмах и мультфильмах, радиоспектаклях Гердту часто доверяли читать закадровый текст. Так было в фильмах: «Девять дней одного года», «Карьера Димы Горина», «Зигзаг удачи», «12 стульев», «История одного преступления», «Чёрная курица», «Приключения капитана Врунгеля» и это только малый процент того списка, который можно было бы опубликовать полностью. Тембр голоса Зиновия Ефимовича просто завораживал – как взрослых, так и детей.

Навечно в памяти

Зиновий Ефимович не страдал звездной болезнью. Он всегда был недоволен своей актёрской игрой, старался выложиться по полной, облагораживал каждую из своих ролей.

видосегг

Зиновий Ефимович Гердт прожил 80 лет, в конце своей жизни он был тяжело болен. 21 октября 1996 года он последний раз снялся в программе «Чай-клуб», меньше чем через месяц 18 ноября скончался. Был похоронен 21 ноября на Кунцевском кладбище города Москвы.

В 1998 году в Киеве на улице Прорезной был открыт памятник персонажу Гердта – Паниковскому.

В 2006 году на родине Зиновия Гердта, в городе Себеже, был открыт памятник, приуроченный к 90-летию со дня рождения актёра и к 10-летию со дня его смерти.

Театр

Зиновий Гердт посвятил театру кукол 40 лет

Актер пришел в театр еще на костылях. Гердт час декламировал стихи, в результате актера приняли в труппу. Так началась театральная биография Зиновия Ефимовича.

Центральному театру кукол артист отдал 40 лет жизни. Гердт озвучивал Поэта и Певца-Баритона в «Необыкновенном концерте», Медведя, Воеводу и Глашатая в сказке «По щучьему велению», Визиря и Алладина в «Волшебной лампе Алладина» и других персонажей. Куклы, разговаривавшие со сцены голосом Гердта, полюбились не только советским зрителям. Театр с успехом гастролировал в Японии, США и других капиталистических странах. 

К 1975 году театр посетил с гастролями 23 страны. «Необыкновенный концерт» был отыгран в 110 городах в СССР и в 109 за границей. Гердт исполнял роль Конферансье на родных языках иностранных зрителей, актер занимался с переводчиками и заучивал транслитерированный русскими буквами текст роли.

Зиновий Гердт в театре

Уход из театра кукол благоприятно повлиял на карьеру Зиновия Гердта. Зрители, затаив дыхание, слушали, как он читал со сцены Ахматову, Пастернака, проникался их поэзией и заряжал энергией зал.

Затем была работа в театрах «Современник», драмтеатре имени Ермолаевой и многое другое.

«Всегда играл свой спектакль на высшем уровне»: роли в театре кукол

Зиновий Гердт (второй слева) за кулисами спектакля Сергея Образцова и Семена Самодура «Необыкновенный концерт». 1971. Москва. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа арт музей, Москва

Зиновий Гердт и его персонаж – конферансье Аркадий Апломбов из спектакля Сергея Образцова и Семена Самодура «Необыкновенный концерт». 1971. Москва. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа арт музей, Москва

Зиновий Гердт (справа) и режиссер Сергей Образцов. Музей театральных кукол Театра Образцова, Москва

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Зиновий Гердт записался в армию добровольцем. Исай Кузнецов писал: «Всего четыре месяца прошло со дня премьеры «Города на заре». <…> Мы с Зямой не сомневались — в такие дни надо не репетировать, а воевать»</…>. Актера направили на курсы саперов в в Московское военно-инженерное училище. Гердт закончил обучение в декабре 1941 года и вскоре отправился на фронт. Он воевал на Калининском, Воронежском фронтах.

В феврале 1943 года в боях под Харьковом Гердт получил тяжелое ранение – в его ногу попал осколок танкового снаряда. За четыре года артист перенес одиннадцать операций. Гердт вспоминал: «Выпускали несколько раз, на костылях, а потом я возвращался». После операций одна нога у актера была короче другой на восемь сантиметров. Из-за этого он хромал до конца жизни.


В 1945 году Гердт присоединился к труппе Центрального театра кукол (ГЦТК). На просмотр к его руководителю Сергею Образцову актер пришел на костылях. В книге воспоминаний «Рыцарь совести» Гердт так описывал прослушивание: «Я пришел к Сергею Владимировичу, состоялся просмотр, я долго, очень долго читал стихи, не понимая зачем, а меня все просили: читай, читай…». Его взяли в труппу, несмотря на проблемы со здоровьем — театру нужны были опытные актёры с хорошей дикцией.

Первым спектаклем Гердта в ГЦТК стал «Маугли». Актеру дали роль рассказчика — он должен был читать текст из-за кулис. А первую роль с куклой он исполнил в 1946 году в постановке «Необыкновенный концерт», где сыграл конферансье Эдуарда Апломбова. Спектакль стал очень популярен. Племянник Гердта Эдуард Скворцов вспоминал: «Необыкновенный концерт» <…> пришлось играть более пятисот раз. Так вот, Зяма превратил рутину в пятьсот вариаций Гердта на собственную тему, как классный джазмен, не повторяясь ни разу»</…>.

Позднее спектакль показали и за границей. Труппа театра побывала в Китае, Египте, Швеции. Гердт рассказывал: «В зарубежных гастрольных поездках роль Конферансье я всегда играю на языке народа той страны, в которой мы выступаем». Переводить текст на иностранный язык ему помогал профессиональный переводчик, который ездил вместе с труппой на гастроли. Вместе с ним актер изучал местную прессу, а затем добавлял шутки из нее в сценарий.

Во многих спектаклях ГЦТК Гердт играл сразу нескольких персонажей: как мужских, так и женских. Артист легко менял тембр голоса, интонацию.

В Центральном театре кукол Зиновий Гердт проработал почти сорок лет

Актер ГЦТК Роберт Ляпидевский вспоминал: «Что бы ни случилось — какая-то неприятность, какая-то неполадка, что-то не так с куклой, дурное настроение, простуда, температура, вино или грузинская чача — неважно что, — Гердт всегда играл свой спектакль на высшем уровне. Таких актеров — единицы»

Гердт покинул Центральный театр кукол в 1982 году. Он писал: «…Как ни интересно мне было работать в кукольном театре, я всегда мечтал о драматической сцене». Валерий Фокин пригласил его в Театр им. Ермоловой.

Личная жизнь

С первой женой Марией Зиновий Ефимович познакомился еще в театральной студии. В 1945 году у пары родился сын Всеволод, но на этот момент супруги уже расстались. Слухи о дальнейшей личной жизни актера разнятся, Гердту приписывают множество гражданских жен, СМИ писали то о ужасных, то об образцовых отношениях актера с сыном. Всеволод почти не знал родного отца, но, как рассказывают коллеги актера, Зиновий Гердт распорядился всю свою зарплату в Театре Образцова перечислять сразу на имя сына.

Первая жена Зиновия Гердта Мария Новикова с сыном

По слухам, следующие восемь лет актер был женат на Екатерине Семерджиевой.

Второй известный брак Гердта случился, когда актеру уже исполнилось 44 года. В 1960-х Театр кукол Образцова гастролировал по Сирии, Египту, Ливану. Гердту представили Татьяну Правдину, переводчика с арабского языка. Татьяне предстояло переводить на арабский язык спектакль «Необыкновенный концерт». Так Зиновий познакомился с новой  женой, которая была моложе Гердта на 12 лет и поначалу принимала ухаживания хромого актера скептически.

Зиновий Гердт с женой Татьяной Правдиной

После гастролей между актером и переводчицей начался роман. В то время оба были несвободны, но решили оставить семьи. По словам Татьяны, она стала третьей официальной и пятой неофициальной женой актера. Супруги счастливо прожили 36 лет. Как говорит Татьяна Правдина, в Гердте всегда чувствовалось мужское начало — ни одна женщина не могла перед ним устоять. В доме никогда не было подозрений и ревности, зато всегда были гости, смех и доброжелательность.

Зиновий Гердт и Татьяна Правдина

Зиновий Ефимович удочерил Екатерину, дочь Татьяны от первого брака. Девочка только Гердта считала отцом, а впоследствии взяла фамилию отчима.  Екатерина Гердт вышла замуж за режиссера Дениса Евстигнеева.

Личная жизнь и семья актёра

Невзрачный внешне, Зиновий производил магическое воздействие на окружающих, особенно на представительниц слабого пола. Личная жизнь, в общем-то, била ключом. Молва приписывала Зяме множественные романы и кучу гражданских браков, где без преувеличений, конечно, не обошлось. Половым гигантом он не был, но флюиды расточал во все стороны.

Первая жена – Мария Ивановна Новикова – обратила внимание на юного Зиновия ещё тогда, когда они вместе занимались в театральной студии. Парень ответил взаимностью, и молодые люди поженились

В дальнейшем их разлучила война, но зато супруг писал с фронта своей любимой проникновенные письма. И Маша дождалась суженого. В 1945 году у пары родился сын Всеволод Зиновьевич Новиков. Однако любвеобильность Зямы в молодости принесла свои «плоды»: жене надоело терпеть многочисленные измены мужа, и она подала на развод. Известно, что всю зарплату, предназначенную для него самого, актёр попросил Сергея Образцова перечислять на имя сына, себе же оставлял деньги из прочих источников дохода. В 1977 году у Гердта появилась внучка Ксения Всеволодовна Новикова.

Вторая жена – Екатерина Фёдоровна Семерджиева – работала скульптором. С этой женщиной артист прожил 8 лет.

Когда Гердту стукнуло 44 года, он официально женился в третий раз. Третья жена –Татьяна Александровна Правдина – трудилась переводчицей с арабского. С нею Зиновий Ефимович в тот момент, когда с театром гастролировал по странам Ближнего Востока. Таня была моложе своего избранника на 12 лет. Поначалу женщина относилась к ухаживаниям зрелого кавалера скептически-снисходительно, но потом не на шутку увлеклась. Для того, чтобы быть вместе, обоим партнёрам пришлось оставить свои семьи.

Супруги прожили в браке 36 лет – в любви и согласии. Приёмная дочь – Екатерина (Правдина) Гердт – хорошо приняла нового мужчину мамы и всегда считала Зиновия Ефимовича за своего настоящего отца. Впоследствии у Гердта родился приёмный внук – Орест Валерьевич Фокин.

Татьяна Правдина в интервью говорила, что в её муже очень остро проявлялась мужское начало, на него можно было положиться при любых жизненных обстоятельствах.

ОТ АВТОРА

О Зиновии Ефимовиче Гердте, актере весьма заметном в разных ипостасях, сказано и написано немало. Уже вышло несколько изданий книги «Зяма — это же Гердт!» (первое — в 2001 году). Вновь и вновь выходящие в свет тиражи этого сборника воспоминаний пользуются неизменным успехом у читателей. Это не результат случайности, не следствие навязчивой рекламы: Гердта уважают и высоко ценят все, кто по-настоящему любит жизнь и искусство, а точнее — жизнь в искусстве. Своими воспоминаниями о нем поделились с читателями такие непохожие друг на друга, но одинаково талантливые люди, как Михаил Швейцер и Давид Самойлов, Эльдар Рязанов и Петр Тодоровский, Валерий Фокин и Александр Володин, Валентин Гафт и Булат Окуджава, Михаил Козаков и Михаил Ульянов, Юлий Ким и Людмила Гурченко, Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Миронов… Список этот, несомненно, можно продолжить, но, быть может, точнее всех озаглавил свои воспоминания о Гердте его друг Александр Анатольевич Ширвиндт: «Украшение нашей жизни». Случилось так, что Гердт своим искусством украсил жизнь нескольких поколений наших соотечественников с конца 1940-х годов и по сегодняшний день.


Зиновий Ефимович не раз отмечал, что своей задачей в искусстве он считает научить хоть кого-нибудь состраданию. И категорически не соглашался с теми, кто считал, что жалость может унизить человека — скорее наоборот, был уверен, что, как писал Борис Пастернак, «мирами правит жалость». Он говорил: «Наверное, есть чувство, которое надо в себе лелеять: жалость… или вина перед всеми. И то, что есть люди, которые за всю жизнь ни перед кем не извинились, не покаялись, — это чудовищно. Помните, когда требовали покаяния от тех, кто орал в свое время на Пастернака, они говорили, что им не в чем каяться? Только Боря Слуцкий переживал после того позора в ЦДЛ, когда Пастернака исключили из Союза писателей. У Слуцкого были человеческие обстоятельства — ему пригрозили, и можно было оправдаться хотя бы перед собой. Но он всю последующую жизнь мучился чувством вины. Он сломался на этой вине. А другие, видите ли, ни в чем не каются…»

Однажды я услышал от Зиновия Ефимовича, что подлости нельзя делить на большие и маленькие, тайные, надеясь на то, что о последних никто никогда не узнает: «Ведь есть реле, которое срабатывает: «Не надо!» Ничего хитрого и мудреного в этом механизме нет. Просто щелчок: «Не надо!»». В этом безошибочном нравственном чутье, глубинном неприятии всего подлого и пошлого — весь Зиновий Гердт.

Быть может, одна из главных мыслей Гердта — это его рассуждения о библейских заповедях: «Опыт этих прописных истин передать невозможно, к нему ты должен прийти сам, и никто тебе в этом не поможет». Гердт убежден, что жить надо не только достойно, но и с достоинством. Он не однажды утверждал: «Бога нет, но жить нужно так, как будто Он есть». Сам он так и жил, хотя считал себя неверующим, не исполнял никаких религиозных обрядов, не посещал ни церковь, ни синагогу. Впрочем, с годами его убеждения менялись — незадолго до конца жизни в одном из выступлений он процитировал слова Томаса Карлейля: «Пока не доказано обратное, мудрец должен верить в существование Бога и бессмертие души».

Свято исполняя собственный завет — «не подличать, не предаваться честолюбию», — Гердт часто испытывал недовольство собой: «Ложусь с этой мыслью и просыпаюсь с ней же: не состоялся. Если бы кто-нибудь знал мои страдания!» Действительно, среди десятков ролей Гердта в театре и кино не было ни одной главной. Но даже в самой маленькой роли Зиновий Ефимович говорил зрителям очень много, блестяще подтверждая тем самым афоризм Шиллера: «Для большого актера нет маленьких ролей». Но прежде всего он состоялся в главной роли — роли человека, светлую память о котором сохранили не только его друзья, но и миллионы тех, кто видел его только на сцене или на экране.

Примечания

  1. Указ Президента СССР от 9 июля 1990 года № 353 «О присвоении почётного звания „Народный артист СССР“ тов. Гердту З. Е.».
  2. , с. 14.
  3. , с. 28—32.
  4. Опубликованные фронтовые письма жене подписаны тремя вариантами имени: Зяма, Зямка и Залман. В автобиографической справке 1945 года фигурирует уже Зиновий Афроимович Гердт.
  5. , с. 34—39.
  6. Владимир Нагирняк. . warspot.ru (13 февраля 2019). Дата обращения 13 февраля 2019.
  7. Архив: ЦАМО, фонд: 33, № записи: 83394657
  8. . Расцвет российских СМИ.
  9. Гердт Зиновий Ефимович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: .
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 21 февраля 2013.
  11. Анна ВЕЛИГЖАНИНА | Сайт «Комсомольской правды». (20 сентября 2016). Дата обращения 26 сентября 2016.
  12. . www.okipr.ru. Дата обращения 26 сентября 2016.

Электромонтажник метро и актер рабочего театра

Зиновий Гердт (справа) в детстве с братом Борисом. 1926. Себеж, Псковская область. Фотография: biografii.net

Зиновий Гердт. Фотография: biographe.ru

Зиновий Гердт. Фотография: fishki.net

Зиновий Гердт родился в городе Себеж Витебской губернии (сейчас – Псковская область). Его имя по паспорту – Залман Храпинович, а в семье будущего актера звали Зяма. Псевдоним «Зиновий Гердт» актёр взял позже – в 1939 году.

Отец Гердта Афроим Храпинович до революции работал приказчиком и коммивояжером, после – служил в райпотребсоюзе. Позднее актер вспоминал: «Мой отец был человеком небогатым, но очень честным и уважаемым в Себеже, в синагогу по субботам ходил, да и вообще придерживался традиций». Мать артиста Рахиль Секун была домохозяйкой. В семье Храпиновичей, кроме Зиновия, было еще трое детей.

В Себеже Гердт пошел в школу. С первых классов он писал и публиковал в местных газетах стихи на русском языке и идише. Занимался и художественной самодеятельностью – выступал на литературных вечерах, играл в школьных спектаклях. В аттестате ему написали «имеет склонность к драматической игре». Однако в детстве будущий актер мечтал стать лодочником: «В Себеже — озера, волны, в лодке дети сидят, и тебя переполняет чувство долга, ответственности. И отвага, и романтика, и должность очень человеческая. Мне казалось, вот это и есть самое настоящее, жизненное».

В 1932 году Зиновий Гердт с семьей переехал в Москву, где поступил в фабрично-заводское училище на слесаря. Там он познакомился с писателем Исаем Кузнецовым, который позднее писал: «Зяма был не только моим первым, но и самым близким другом». Они дружили всю жизнь.

После окончания училища Гердт работал на «Метрострое» – монтировал электроподстанции, а в свободное время играл в московском театре рабочей молодежи (ТРАМ) при заводском клубе. В ТРАМе он познакомился с режиссером Михаилом Швейцером, писателями Борисом Слуцким, Михаилом Львовским, Александром Галичем, Давидом Самойловым. Посещал Гердт и литературные вечера. Актер старался говорить грамотно, на досуге читал словари. Он писал: «Мое хобби — русский язык, родная речь. Моя библиотека в основном состоит из стихов и русских словарей. Словари — мое любимейшее чтение. Это замечательное занятие. Хватило мне на целую жизнь». Гердт нередко исправлял чужие ошибки.

В конце 1930-х театр рабочей молодежи преобразовали в студию Валентина Плучека и Алексея Арбузова – «Арбузовскую студию». Именно тогда появился псевдоним Зиновий Гердт. Коллеги решили, что настоящее имя Гердта звучит «несерьезно и неблагозвучно», и артисту предложили придумать новое. В качестве псевдонима он взял фамилию популярной тогда балерины Елизаветы Герд. Букву «т» в фамилию танцовщицы предложил добавить Арбузов: режиссер считал, что так она будет звучать солиднее. Гердт согласился. Вскоре он сменил имя и в паспорте.

Гердт сыграл в постановке «Город на заре». Над ней совместно работал почти весь коллектив театра. Плучек вспоминал: «Три года во все свободное время, без отдыха, почти без сна мы как одержимые занимались в студии без зарплаты И, как будто не зная усталости, мы все сообща писали — или, точнее, импровизировали, репетируя и играя эпизод за эпизодом то, что потом стало пьесой «Город на заре». Премьера спектакля состоялась 3 февраля 1941 года и прошла с успехом. После нее «Арбузовской студии» дали статус государственного театра и выделили помещение.

Гердт увлекался танцами и джазовой музыкой. У актера была постоянная партнерша, с которой он выступал перед вечерним показом фильмов в московском кинотеатре «Ударник». Гердт вспоминал: «Под патефон мы могли танцевать до утра. Обожали западные танцы Я брал призы, считался одним из лучших танцоров».

Зиновий Гердт в кино и на телевидении

А когда в СССР после войны начались показы зарубежных фильмов, Зиновий Гердт начал активно заниматься дубляжем. Его голосом говорили персонажи многих известных фильмов: Тото в «Полицейских и ворах», закадровый историк в фильме «Фанфан-Тюльпан», Ричард Харрис в фильме «Кромвель», Витторио Де Сика в «Генерале делла Ровере».

Вскоре актёр сам стал сниматься в кино. Он появлялся в эпизодических ролях в комедии «Семь нянек» (Шаманский), в киноповести «Человек с планеты Земля», сказке «Город мастеров» (художник). В фильмах «Фокусник» и «Золотой теленок» Зиновий Гердт был приглашён на эпизодические роли, но режиссеры заметили в актере огромный потенциал. В результате Гердт сыграл главные роли в обоих фильмах. Характеры персонажей были очень контрастные, с одной стороны скромный иллюзионист Кукушкин в фильме «Фокусник», а с другой бесподобный наглец и прохиндей Михаил Самуэлевич Паниковский в «Золотом теленке». Эти две роли во многом определили его актёрское будущее Гердта.

Зиновий Гердт перед смертью тяжело болел

В каждого персонажа актёр вносил свой, часто отличный от первоначального, смысл.

В последствие Зиновий Гердт сыграл более сотни ролей, наиболее известные из них: кладбищенский сторож в музыкальной комедии «Трое в лодке не считая собаки», учитель химии Карл Сигизмундович в фильме «Розыгрыш», человек в клетчатом пальто в комедии «Вас вызывает Таймыр», три роли в музыкальном фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Актёр был очень популярен у режиссёров, часто они сочиняли роли специально под него.

С 1962 по 1966 годы Зиновий Гердт вёл передачу «Кинопанорама», в перерывах на гастроли и съёмки. Из телепередачи он вынужден был уйти из-за сложного графика. В 1990-х он вёл авторскую программу «Чай-клуб» на телеканале ТВ-6 Москва.


С этим читают